У скончавшейся Евгении Добровольской осталась тяжело больная несовершеннолетняя дочь
Регина Тодоренко показала свою фигуру после лечения
Ирина Дубцова впервые показала совместное фото со своим новым мужчиной
Располневшая Нелли Фуртадо огорошила снимками в оранжевом купальнике
Алсу призналась, что отец передал контроль над ней в руки мужа
Анастасия Волочкова вывезла на Мальдивы очередного мужчину
Пикачу, латекс и игрушечки: Мадонна поделилась новыми постельными фотографиями
Ольга Серябкина напомнила о длине своего языка во время фотосессии, а после на прогулке с мужем
Роберт Паттинсон женился на модели Сьюки Уотерхаус
Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: экстремизм сегодня становится всё более реальной угрозой
Риски роста
Представляя результаты ежегодного исследования Центра Кантора по изучению современного европейского еврейства, касающееся уровня антисемитизма в мире в 2019 году, эксперты во главе с президентом Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеславом Моше Кантором не смогли обойти вниманием и день сегодняшний. Как будто недостаточно того, что за прошедший год уровень антисемитизма в мире вырос, и особенно – в своих самых жестоких проявлениях, Вячеслав Кантор видит сегодня достаточно поводов для беспокойства на тему того, что нетерпимость в мире в целом в ближайшем будущем может достичь критического уровня.
Современный кризис, отмечает Моше Кантор, по аналогии с кризисами прошлого вполне способен породить настоящий всплеск агрессии и экстремизма, которые будут лишь подпитываться популистскими течениями в политике. Свою роль сыграет и экономическая обстановка, убеждён Кантор, и потому уже сегодня представителям власти необходимо задуматься и быть готовыми к проблемам, которые стоят на пороге. Достаточно вспомнить рост напряжённости в 2008 году, а также то, как Великая депрессия напрямую повлияла на рост популярности фашистских и националистических взглядов. Важно на фоне экономического кризиса не упустить кризис политический и социальный, убеждён Вячеслав Моше Кантор.
Особенно остро эта проблема встаёт в наше время из-за распространения цифровых технологий, отмечает Кантор. В ситуации, когда между людьми долгое время ограничивается прямое общение, а практически вся информация приходит из сети и социальных сетей, слишком легко и быстро получают распространение так называемые «простые решения» - теории заговоров и обвинения, призванные разжечь ненависть в отношении отдельных категорий людей. На растущее беспокойство в обществе ответ находится у экстремистов и популистов самых разных мастей, людям назначают «козлов отпущения», и подтверждения тому уже приводят исследователи.
Так, в одной только поисковой системе Google за последние месяцы был зафиксирован рост экстремистских запоров и активности подобного контента в США на 21%, фиксируется и число подписчиков на профили и аккаунты экстремистских каналов в соцсетях. В целом же в интернете возросло число агрессивных и ненавистнических высказываний – это нашло отражение и в докладе Центра Кантора об антисемитизме. По мнению Вячеслава Моше Кантора, это ситуация, которую не просто нельзя игнорировать – против угрозы растущего экстремизма политическим лидерам уже сегодня нужно действовать проактивно.
Стоит отметить и то, что в январе 2020 года выступая на Пятом Всемирном форуме памяти Холокоста Вячеслав Кантор выдвинул инициативу антисемитизм приравнять к экстремизму, юридически и практически сделав его одной из форм экстремизма. По мнению Кантора, проявления антисемитизма по своей жестокости и распространению уже сегодня вполне могут встать на одну ступень с экстремистскими проявлениями, а многие политические и иные группировки радикальной направленности не скрывают и своих антисемитских взглядов. Этот вопрос становится актуальнее в свете того, какую популярность во многих странах завоёвывают такие группы. Как отметил Кантор, если в одной из стран откровенно экстремистская группировка официально придёт к власти, тогда бороться с этой проблемой будет уже поздно – меры необходимо предпринимать сейчас.
Не выбирать
Справедливости ради необходимо отметить, что о проблеме роста радикализма, экстремизма и агрессии в общественном сознании и общественном дискурсе Вячеслав Моше Кантор говорит уже на протяжении долгого времени. Так, в 2019 году, когда полным ходом шли избирательные процессы во многих странах Европы, в том числе и выборы в Европарламент, Вячеслав Кантор выступал с обращением буквально ко всем гражданам не оказывать поддержку тем силам, которые буквально «представляют собой опасность для Европы». Прежде всего Кантор видит проблему в том, что политика и идеология радикалистов как правого, так и левого толка ставят под угрозу нормальную жизнь многих национальных, религиозных и иных меньшинств Европы.
Сам Кантор не раз высказывался как резкий противник любых попыток Европы следовать «крайним» политическим путём. По мнению Вячеслава Кантора, это как раз верный путь к разрушению принципов демократии и толерантности, на которых строилась современная поствоенная Европа, а история Второй мировой и Холокоста более чем наглядно показала человечеству, какой катастрофой могут обернуться те самые крайности в политике. Даже сегодня, спустя несколько десятилетий, многие политические силы и отдельные популисты готовы открыто посягать на права целых групп граждан только для того, чтобы заработать политические очки и поддержку избирателей, сыграв на растущей тревоге людей за будущее.
Ослабление политического центра, утрата партнёрства и совместной работы на укрепление стабильности государств приводит и к пресловутому росту экстремизма, отмечает Вячеслав Кантор. Свою роль играют и объективные причины: снижение роста благосостояния людей, затяжные политические и экономические кризисы, всё это заставляет людей буквально оглядываться в поисках ответа на самый опасный вопрос - кто же виноват? На этот вопрос в свою очередь и готовы ответить как радикальные силы, так и экстремисты и даже террористические группировки всех мастей. В целом Кантор отметил параллели нынешней ситуации с ситуацией в преддверии Холокоста в Европе – даже лозунги звучат похожие, когда популисты назначают себя говорящими «от народа» и с готовностью указывают народу на его «врагов».
«На этой новой волне популизма из евреев опять делают козлов отпущения и подвергают преследованиям, - отметил Кантор ещё год назад. - То, что десять лет назад было немыслимым для нас, сейчас – реальность в некоторых частях Европы. Мы обращаемся к европейским лидерам с призывом объединить силы в борьбе с этим злом».
Сети Интернета
В последние годы «вирутальный» экстремизм, распространяющийся в соцсетях и на тематических сайтах, также становится всё более очевидной и серьёзной проблемой. Ещё по итогам 2017 года эксперты Центра Кантора отметили эту тенденцию: при снижении случаев проявления антисемитизма (а в 2017 году действительно наблюдалось такое снижение – увы, не долгосрочное), нетерпимость и ненависть на самом деле не исчезла и не уменьшилась, а лишь перебралась с улиц в интернет-пространство – к сожалению, куда более «безопасное» для подобной деятельности.
Попытки контролировать распространение контента, разжигающего ненависть, предпринимались не раз, и в отдельных странах даже существует законодательство на эту тему. Сам Вячеслав Моше Кантор отмечал как позитивный шаг и те усилия, что прилагают сами интернет-компании и социальные сети для мониторинга контента и блокировки незаконного. Подобные инициативы от компаний, которые ограничивают выражение нетерпимости и ненависти в социальных сетях, действительно достойны упоминания. Однако, как вынужден был признать сам Моше Кантор, сами методы противодействия экстремизму и ненависти на просторах интернета ещё не отработаны до конца, а потому ждать от них стопроцентной эффективности не приходится.
Несмотря на свою «виртуальность», экстремизм в сети имеет самое прямое пагубное влияние на реальную жизнь, отмечает Вячеслав Кантор. В частности, многие уличные хулиганы и агрессоры, вандалы, особенно из числа молодёжи, при задержании и допросе нередко признаются, что именно идеи, почерпнутые из интернета, «вдохновили» их на то или иное деяние. Сами преступники при этом не отличались приверженностью к какой-либо идеологии или движению, а желали ощутить прилив адреналина или совершали преступления просто от скуки.
Подобной подверженностью молодёжи громким занимательным идеям, не секрет, пользуются экстремистские и террористические группировки, проталкивая свои идеологии на анонимном поле сети. Как добавляет Кантор, Интернет опасен ещё и тем, насколько он всеохватен: даже самый одинокий экстремист в сети может найти себе сторонников и единомышленников, и вот уже его взгляды – не единичный случай и заблуждения одного человека, но мировоззрение целой группы, способной вовлечь в свою деятельность других людей и совершить куда более страшные преступления.
Однако, отмечает Вячеслав Моше Кантор, даже если не брать в расчёт экстремистов и террористов всех мастей, любые споры и обсуждения в интернете в наше время становятся всё более агрессивными и жестокими, а призывы к насилию и угрозы и вовсе стали неким извращённым вариантом нормы в интернет-общении под маской анонимности. Это в свою очередь ведёт к эскалации насилия в реальном мире – конфликты слишком быстро и легко раздуваются в сотни раз, и вот уже слова о насилии превращаются в действия.
При этом Кантор не раз выступал и на тему того, что эту проблему не решить исключительно запретами, штрафами и наказаниями – просто потому, насколько неуловим злоумышленник в сети. На защиту интернета и социальных сетей должны встать сами их пользователи, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Ведь среди тех, кто пользуется интернетом, гораздо больше добропорядочных людей, которых просто необходимо вдохновить на то, чтобы они не терпели ненависть и ксенофобию вокруг себя. Как, впрочем, и в реальном мире…
Пределы толерантности
Сам Вячеслав Моше Кантор – известный во всём мире сторонник толерантности, которую считает без преуменьшения одной из главных цивилизационных ценностей вообще, а в Европе – тем более. Однако сам Кантор не раз подчёркивал: изменения, произошедшие в общественной и не только жизни Европы, испытали толерантность на прочность. И к сожалению, выводы оказались не самыми утешительными.
Выступая в 2016 году на Международном дне памяти жертв Холокоста, Вячеслав Моше Кантор призвал собравшихся обратить внимание на ту «новую нормальность», в которой вынуждена жить Европа после столкновения с вызовами миграции. Не секрет, что миграционная волна, последовавшая в Европу после обострения ситуации в ряде стран на Востоке, привела к накалу общественных настроений уже в самих европейских государствах. Как отметил Вячеслав Кантор, связано это было во многом с тем фактом, что многие из прибывших в Европу мигрантов принесли с собой своё мировоззрение, идеологию и «нормальность», которые зачастую были несовместимы с законодательством и нормами принявших их стран.
Европейское общество ответило на этот вызов обострением вопросов безопасности, а также подъёмом националистических настроений. Таким образом, две крайности продолжали провоцировать и подпитывать друг друга, дав толчок развитию того самого роста агрессии и нетерпимости, которые можно наблюдать и сегодня. Для Вячеслава Кантора как президента Европейского еврейского конгресса эта проблема встала остро с точки зрения безопасности еврейских общин, ведь евреи оказались объектами агрессии с обеих сторон и, по сути, обнаружили себя между молотом и наковальней, между радикальными исламистами и неонацизмом.
Проблемой стала и распространённое в то время понятие толерантности как толерантности безграничной – именно к ней обращались в спорах о недопустимости чего-либо. Политика невмешательства показала свою несостоятельность, и это признали в том числе и лидеры тогдашней Европы. Вячеслав Моше Кантор со своей стороны признал, что мультикультурализм и безграничная толерантность, действительно, показали свою несостоятельность. Позднее Кантор даже назовёт их «рецептом для самоубийства Европы». Что касается роста напряжённости со стороны европейцев, то и он Кантору совершенно понятен – целый континент, который на протяжении долгого времени оставался мирным, не вовлечённым в прямые конфликты, пользовался всеми преимуществами открытых границ и глобализации современного мира, почувствовал себя беззащитным и уязвимым. Агрессия и нетерпимость на какое-то время стала ответом на это чувство. Другое дело, что ответом они быть, конечно, не могут.
Толерантность Европе необходима, говорит Вячеслав Кантор, но явно не в своей безграничной форме. Эта концепция должна учитывать запросы современного общества на безопасность – иными словами, когда существует угроза безопасности общества, его нормам и стабильности, к таким проявлениям проявлять толерантность попросту нельзя.
Эта концепция, которую сам Кантор называет «безопасной толерантностью», нуждается в чёткой формулировке и законодательном закреплении, чтобы стать нормой и базисом существования европейского общества. Сам Вячеслав Кантор прилагает немалые усилия для того, чтобы продвинуть эту идею, а также поощряет тех, кто её разделяет и также работает в этом направлении. В 2018 году он объявил об учреждении собственной именной премии тем исследователям и учёным из разных сфер, кто сможет предложить самые эффективные и нетривиальные методы воплощения концепции «безопасной толерантности» в жизнь.
Толерантность – это ещё и защита от экстремизма, антисемитизма и любых других проявлений нетерпимости, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Потому что именно эта норма прививает людям неприятие любых форм ущемления или угроз других наций, религий, культур и иных групп людей. Нетерпимость к нетерпимости – как раз тот случай, когда минус на минус дают очень значимый плюс.
Отец Насти Тропицель пытался покончить с собой | Кэти Перри объяснила, почему Орландо Блум полностью разделся на пляже |