Папарацци — развлекательный online-журнал о звездах Папарацци - развлекательный online-журнал о звездах
вход
x

Евгений Петросян в мире юмора стал именем нарицательным

Евгений Петросян в мире юмора стал именем нарицательным

Мало кто в этом мире отмечается так, что его имя становится нарицательным. Да еще и образовывает от себя красочные существительные, глаголы и прилагательные. Ну, а то, что слова эти не совсем приличные, а иногда даже и обидные – дело вкуса. Страна к тебе небезразлична – чем не повод гордиться собой. Старожил юмористического цеха – Евгений Петросян.

Детство

55 лет у юмористического штурвала! Евгений Петросян появился на свет 16 сентября 1945 года в Баку, а уже в 57-м начал выступать на сцене. Себя он считает прирожденным артистом, хотя семья у него была совсем далекая от искусства. Отец – математик, мать – инженер-химик. «После войны у всех было постоянное ощущение какой-то угрозы, народ редко радовался, люди устали, - вспоминал Петросян. – В семь лет я попал на юмористический концерт и увидел, как один дядя стоит на сцене, чего-то там рассказывает, а тысячи людей смеются. Я никогда не видел такого количества радостных, счастливых лиц. И мне захотелось стать таким дядей».

В конце 50-х Баку считался одним из самых ярких культурных центров СССР, поэтому на отсутствие пищи для удовлетворения артистического голода юный Петросян пожаловаться не мог. Он посещал все городские спектакли, концерты, вечера самодеятельности, а когда у его тети появился телевизор, смог каждый день смотреть на лучших артистов страны. «Впервые с юмористической миниатюрой я вышел на сцену школы, и моими первыми зрителями стали одноклассники, - вспоминал Евгений Ваганович. - Потом были гости, которые приходили к нам домой. Я не стеснялся и, когда меня просили прочитать что-то, старался выполнить просьбу. Уже тогда знал: я артист. А артист не стесняется, он должен радовать людей. И я старался это делать».  

Первое «взрослое» выступление Петросян дал на сцене Бакинского клуба, где, по собственному признанию, имел оглушительный успех. С тех пор юмор стал занимать 100 процентов его времени. Школьник участвовал в агитбригадах, вел концерты, танцевал в оперетте, играл в народном театре, служил в филармонии учеником кукольника, а также на любых площадках, похожих на сцену, читал басни, рассказы и фельетоны. «У меня была фотографическая память, я приходил на концерт, слушал, абсолютно все запоминал, а потом рассказывал то же, но по-своему, читал, как чувствую, как могу, - рассказывал Евгений Ваганович. - К 15 годам у меня накопилось много материала, который я находил в библиотеке и использовал в своих выступлениях долгие годы. Это были фельетоны и нравственные, и социальные. В хрущевскую оттепель мы много чего себе позволяли, говорили со сцены то, что думали, были вполне свободны».

Несмотря на все старания отца приучить сына к математике, Петросян и слышать ничего не хотел о точных науках. С 12 лет он планомерно начал готовить себя к поступлению в московский театральный ВУЗ: ходил в библиотеку, учил русский, старался полностью избавиться от акцента. В старших классах он попал в эстрадную труппу Дома культуры моряков, которую возглавляла популярная бакинская артистка Маргарита Шамкорян. Именно благодаря ней Евгений Ваганович смог исполнить свою мечту – переехать в Москву. Отправляя мальчика в столицу на вступительные экзамены, Шамкорян  написала для него рекомендательное письмо своей подруге, актрисе Татьяне Саниной, чем оказала Петросяну неоценимую услугу. Несмотря на долгие годы подготовки, поступить Евгений Ваганович так и не смог: ему отказали и в «Щепке», и «Щуке», и в школе-студии МХАТ. Оставалась юноше собраться с духом и просить заступничества у знаменитой актрисы. «У служебного входа Театра оперетты - теперь не помню, как я узнал о времени, когда должна выйти примадонна, - дождался Татьяну Леонидовну, - рассказывал Петросян в своих мемуарах. - Увидев, что она направляется к машине, я сделал усилие над собой. «Татьяна Леонидовна, здравствуйте, у меня к вам письмо! Помогите, пожалуйста, если можете». Санина быстро прочитала письмо от своей подруги и ответила: «Мой приятель Леонид Маслюков открыл эстрадную студию. Она находится на ВДНХ в Зеленом театре. Я позвоню ему, он вас посмотрит».

Петросян пришел на прослушивание и после полуторачасового чтения всех подряд монологов и миниатюр был зачислен в студию. Тогда Евгений Ваганович и не догадывался, что уже через несколько месяцев ему, 17-летнему, придется выступать на всесоюзном телевидении.

Карьера

Телевизионный дебют Петросяна состоялся – страшно представить – в 1962 году, когда, спустя всего несколько месяцев после поступления в студию, он был приглашен на эфир телеспектакля «В жизни раз бывает 18 лет!». Преподаватели доверили 17-летнему мальчику выступать с отдельным фельетоном, только предварительно выкрасили его волосы в рыжий цвет и заставили изменить фамилию на Петров.  «В середине первого отделения я выбежал на сцену в школьном костюме: «Добрый вечер, здравствуйте! Так всегда выходит и говорит конферансье. Правда, я еще не настоящий конферансье, я только учусь. Вот сегодня у меня практика», - писал Петросян в своих мемуарах. - Публика громко засмеялась, это меня очень воодушевило - я, кажется, не проваливаюсь!»

Если судить по воспоминаниям Петросяна, в неполные 20 лет он уже достиг признания, которому бы позавидовали многие мастодонты отечественной эстрады. После успеха в дебютном спектакле в 1963 году он был зачислен в штат Московской эстрады на работу конферансье. В 64-м году, опять-таки судя по воспоминаниям, Петросяна всячески зазывал на роль Шурика сам Гайдай, но юноше роль не очень понравилась, и он посоветовал мэтру комедии взять Демьяненко. В 1965 году 20-летний парень уже вел «Огоньки», и стал известен на всю Москву. Тогда же ему пришлось отбиваться и от театральных режиссеров. «Юрий Завадский в 65-м году пригласил меня в свой театр, предоставляя мне дебют, - рассказывал Петросян. - Это был редчайший для советского искусства случай. Ведь дебют - это право выбирать свою роль самому. В этот ответственный момент меня поддержал Утёсов. Дело было в Ленинграде, Утёсов повел меня к себе в номер, и весь вечер мы беседовали, он отговаривал меня покидать эстраду. А Игорь Владимирович Ильинский опубликовал в «Советской Культуре» огромную статью о моём сольном первом концерте».

Личного звонка от Брежнева с советом в тот вечер Петросян не дождался, так что пришлось слушаться Утесова. Молодой юморист устроился к Леониду Осиповичу в оркестр и почти 5 лет работал у него конферансье. Уходил от Утесова Петросян со скандалом, нанеся великому артисту большую обиду, но работа в Москонцерте тогда показалась ему более перспективной. Судьба за эту смелость духа и амбиции Евгения Вагановича вознаградила - третьем местом на Всесоюзном конкурсе эстрады 1970 года. После подобного успеха Петросян мог рассчитывать на значительные улучшения в своих карьерных делах: его стали чаще звать на телевидение и даже приглашать вести правительственные концерты, что для советского конферансье было высшим признанием. Постепенно у него появились постоянные авторы, поэтому в 1975 году Евгений Ваганович решил попрощаться с конферансом и полностью сосредоточиться на стенд-ап комедии. Успехи в новой профессии у Петросяна были настолько велики, что даже когда в 1976 году Брежнев попросил назначить артиста ведущим концерта по случаю награждения Тулы званием города-героя, юморист долго упорствовал и не хотел делать исключения даже для главы государства. Сдался артист, по собственному признанию, только после долгих говоров. «Надо сказать, что зрителем Леонид Ильич оказался прекрасным — добрым, непринужденным, - вспоминал Петросян. - Он смеялся как ребенок, всплескивая руками, откидываясь назад, прикладывая ладони к груди, вытирая слезы, кивал головой. Я еще подумал: этим наивным человеком, наверное, легко управлять тем, кто находится в его непосредственном окружении. А может, он так доверчив и сентиментален просто от старости и умственной немощи?»

Обласканный любовью публики и орошаемый слезами генсеков, Петросян с успехом давал концерты по всей стране, жил в большой квартире в центре Москвы и был своей карьерой совершенно доволен. А когда страна, которая с такой благодарностью отплачивала ему за упорный труд, начала разваливаться, Евгений Ваганович очень быстро сориентировался и покатился по рельсам капитализма. В эпоху, когда телевидение обладало политическим и культурным авторитетом, юморист обзавелся своей собственной телепрограммой. 18 серий проекта «Антология смеха Петросяна», по выражению самого автора,  «побили рейтинговые рекорды». Он понял, что наткнулся на золотую жилу, и начал работать над более масштабной программой. Это была блестящая идея - скупать архивные пленки выступлений различных юмористов, которые в период межвременья пылились, ненужные, на полках телецентра. «В начале 90-ых я начал скупать архивные записи, которые были на грани исчезновения, – рассказывал Петросян. - У меня лучший аудио и видео архив, лучше, чем в телевизионном фонде, по крайней мере, по юмористике. Коллекционирование мне очень пригодилось. Когда к 93-му  году в архиве стало достаточно материала, я приступил к созданию «Смехопанорамы», и в январе 94-го мы вышли в эфир. Это был мой основной проект на центральном канале».

Девяностые годы пробудили в Петросяне недюжинный коммерческий талант. Оценив успех «Смехопанорамы», юморист начал наступление на телевидение по всем фронтам. На базе созданного еще в 1979 году Театра эстрадных миниатюр, он создал телетеатр, главный детищем которого стало одиозное «Кривое зеркало». Проект многие годы шел на центральных каналах страны, выезжал в гастрольные туры по России и очень бурно обсуждался журналистами и общественностью. Программа, дававшая каналу «Россия» отличные рейтинги, в эстетствующих кругах была признана символом пошлости и безвкусицы, а сам ее автор – человеком, который зарабатывает деньги на народном бескультурии. Петросян на подобные  обвинения всегда реагировал очень болезненно и «Кривое зеркало» всячески защищал. «Существует, так называемая «рота» или «взвод» борьбы с нашим юмором  и с нашими эстрадными юмористами, – объяснял Петросян. - Её составляют три рода позёров, ханжей и профессионалов-неудачников. Многие из них даже и не смотрят нас, не ходят на наши концерты, но осуждают. «Я Пастернака не читал, но я его осуждаю…» Извините, за сравнение с великим поэтом. Эти люди почему-то заинтересованы, чтобы такого юмора вообще не существовало! «Кривое зеркало» - это вершина, с моей точки зрения, художественной формы, юмористического жанра, с которым сейчас в нашей стране  творятся плохие метаморфозы».

Несмотря на все филиппики и памфлеты злопыхателей, «Кривое зеркало» все еще выходит в эфир, а сам Петросян благополучно гастролирует с концертными программами. Останавливаться на достигнутом он не собирается: после Театра юмора он хочет создать Музей юмора, в котором среди других экспонатов Евгений Ваганович вряд ли потеряется.

Жены

Евгений Ваганович как личность масштабная и с женами не мелочился: брал их по жизни столько, сколько душа просила. Свадьбу Петросян играл четыре раза, причем перерывы делал маленькие: полюбил – вступил в законный брак, все честь по чести. В первый раз женился юморист рано, в 18 лет и сразу очень удачно. Его избранницей стала девушка из богатой семьи, сестра балерины Викторины Кригер, с которой Петросян познакомился на одном из концертов. Поговаривали, что женился юморист исключительно из-за московской прописки, но даже если это и так, то судьба отплатила Евгению Вагановичу слишком уж жестоко: вскоре после свадьбы Петросян остался вдовцом с грудным ребенком на руках. Дочь Викторину, конечно, взялись воспитывать бабушки и дедушки. Сейчас она живет в Америке и с отцом поддерживает не слишком теплые отношения.

Соблюдал траур после кончины жены Петросян недолго. В скором времени он сумел-таки добиться расположения женщины, которую полюбил сразу после приезда в Москву, – дочери знаменитого тенора Ивана Козловского Анны. Девушка была старше Петросяна на 6 лет, но, тем не менее, училась с ним на одном курсе в эстрадной студии. Благодаря своей красоте и папиному влиянию Анна Ивановна имела огромный успех у противоположного пола, но уступила именно нищему мальчишке. «Мне с ним было очень интересно, он умел изысканно ухаживать, - признавалась Козловская. - Ничего плохого о нем не могу сказать, порядочный человек. Потом я начала писать, увлеклась прозой, меня приняли в Союз писателей. Однажды познакомилась с греком Костасом Варналисом и влюбилась. Женя очень страдал, но я ничего не могла с собой поделать». Потерю второй жены Петросян переживал тяжело, и, как говорят друзья Евгения Вагановича, до самой смерти Анны Ивановны питал к ней теплые чувства. 

Порядочный советский человек холостым оставаться долго не мог: пришлось юмористу после глубокой душевной раны бросаться в брачный омут в третий раз. Избранницей снова стала женщина из высшего света - ленинградский искусствовед Людмила. На этот раз брак продлился больше 10 лет: Людмила переехала к мужу в Москву, даже какое-то время выступала в его концертных номерах, но, как говорят, больно уж ревновала мужа к работе. В результате, сцена ее брак и разрушила. В 1979 году 34-летний Петросян познакомился с юной артисткой Еленой Степаненко, которая пришла устраиваться к нему в Театр эстрадных миниатюр. Девушка совсем не была похожа на женщин, к которым Евгения Вагановича всегда так тянуло: дочка парикмахера и рабочего, она вряд ли могла конкурировать с женой Петросяна в уме или образованности, но, видно, совсем не это нужно было юмористу. Вскоре после знакомства начинающая артистка и признанный мэтр поняли, что испытывают друг к другу нежные чувства, и Петросян принял решение уйти от жены. 

Четвертый брак Евгения Вагановича оказался самым удачным: жена стала ему боевой подругой, заботливой хозяйкой и верной женой. В 2008 году, правда, в семейной жизни артистов случился разлад: пресса утверждала, что дело идет к разводу, но супруги все-таки сумели решить все свои проблемы полюбовно и сохранить брак.

Вклад в культуру

Наше утверждение о том, что имя Евгения Вагановича стало нарицательным, совсем  не было голословно. Ниже приводятся неологизмы, образованные от фамилии знаменитого артиста. Редакция «Папарации» подчеркивает, что данные слова были придуманы не ими, а их публикация носит сугубо информативный характер

 «петросянство» или «петросянщина» - несмешной юмор

«петросян» - человек, который не умеет шутить

«спетросянить» или «отпетросянить» — неудачно пошутить

Кто бы мог подумать?

Несмотря на вечную лучезарность и неиссякаемый запас оптимизма, Евгений Ваганович оказался человеком крайне ранимым. Как рассказывала в одном из интервью гендиректор канала «Дождь» Наталья Синдеева, много лет назад, когда она была одним из учредителей премии «Серебряная калоша», а Петросян был на нее номинирован, незадолго до церемонии к ней подошел Михаил Задорнов и попросил не присуждать премию артисту. По утверждению Задорнова, «Петросян — настолько ранимый человек, что из-за вручения этой «шуточной» премии у него может случиться инфаркт». Кстати, Евгений Ваганович не только ранимый, но и очень добрый человек. Например, он тепло отзывался о программе «Прожекторперисхилтон», отмечая, что «они делают все очень лихо, молодцы ребята». При этом Петросян не мог не знать о том, что именно резиденты Comedy Club, среди которых есть и ведущие «Прожекторперисхилтон» особенно жестоко насмехались над «Кривым Зеркалом» и его создателями. «Мы с Харламовым на квартире случайно начали смотреть «Кривое зеркало», и нам показалось, что это уровень какого-то школьного даже КВНа, - признавался Гарик Мартиросян. - Какие-то пятидесятилетние мужички, толстенькие, одетые в яркие одежды, бегают по сцене под фонограмму, а в зале сидят люди, которые почему-то очень смеются». Вот как ехидно сказал, а Евгений Ваганович великодушно простил и даже похвалил по заслугам.  

 

Евгений Петросян и Татьяна Брухунова дали своей дочери весьма необычное имя

• У Евгения Петросяна и Татьяны Брухновой родилась дочь

• В Москве экстренно госпитализировали Евгения Петросяна

• «Для старого извращенца»: Татьяна Брухунова в образе куклы развалилась на полу, задрав ноги и демонстрируя отсутствие трусов

• Татьяна Брухунова пришла в музей в образе развратного партийного работника. ТОП горячих фото Татьяны Брухуновой, которая отрывается как может за спиной у старика мужа

• Татьяна Брухунова как бы невзначай оголила грудь на отдыхе в Сочи. ТОП пикантных фото Татьяны Брухуновой, которая любит пошалить пока не видит дед

Народный артист России Владимир Березин готовится к юбилею. кино: титаник, пирог, акунин и шлюхи
Просим воздержаться от употребления мата. Комментарий, содержащий нецензурную брань, будет автоматически удалён.
4 комментария


Сержик 2.4.2012 10:57

согласен с Мартиросяном,ни Аншлаг ни Кривое зеркало не смешные.. а может со временем юмор стал другим а они не перестроились((


0
АНОНИМ 2.4.2012 15:03

у мартиросяна тоже с юмором плоховато что-то стало


0
АНОНИМ 2.4.2012 19:40

у них не юмор, а шутки как у америкосов всё ниже пояса


АНОНИМ 3.4.2012 22:04

На концерте Петросяна парализованный мальчик встал и вышел из зала...








Агата Муцениеце Алена Водонаева Алена Шишкова Алла Пугачева Анастасия Волочкова Анастасия Костенко Анастасия Решетова Анджелина Джоли Андрей Малахов Ани Лорак Анна Седокова Анна Семенович Анфиса Чехова Бритни Спирс Валерия Вера Брежнева Виктория Боня Виктория Дайнеко Виктория Лопырева Глюкоза Дана Борисова Дженнифер Лопес Джиган Дима Билан Дмитрий Тарасов Дмитрий Шепелев Дом 2 Жанна Фриске Иван Ургант Иосиф Пригожин Ирина Шейк Кейт Миддлтон Ким Кардашьян Кристина Асмус Кристина Орбакайте Ксения Бородина Ксения Собчак Курбан Омаров Лера Кудрявцева Максим Виторган Максим Галкин Мария Кожевникова Меган Маркл Настасья Самбурская Настя Каменских Наташа Королева Николай Басков Нюша Оксана Самойлова Ольга Бузова Павел Прилучный Полина Гагарина Прохор Шаляпин Рианна Рита Дакота Светлана Лобода Сергей Лазарев Тимати Филипп Киркоров Яна Рудковская
+ Добавить нoвость