Говорят, что нельзя жить одними иллюзиями, но мы знаем людей, которые ими живут, ведь для них иллюзии – это работа.
Тандем молодых, талантливых и амбициозных иллюзионистов Mark & Artak регулярно удивляют искушенную московскую публику лихими трюками. В недавнем большом интервью они рассказали об этой опасной, но очень интересной профессии и выяснили, можно ли устроить шоу в стиле знаменитого фильма «Иллюзия обмана».
Как образовался ваш тандем?
Мы познакомились на тусовке иллюзионистов. Есть такие нишевые мероприятия для тех, кто этим занимается, кто состоит в различных профильных пабликах и чатах. Мы долго притирались, официально дуэтом мы стали спустя 3-4 года после знакомства.
Кем вы мечтали стать в детстве?
Марк: В моем детстве дети мечтали быть пожарными, врачами и полицейскими. Я как раз хотел стать полицейским, мне казалось, что в этом есть какая-то романтика. К тому же тогда показывали сериал «Полицейская академия», он мне нравился, и я думал, что именно так работают в полиции. Никогда не думал, что буду на сцене участвовать в различных шоу-программах, придумывать трюки и фокусы, удивлять людей.
Артак: В детстве я хотел работать в ФСБ. Никогда бы не подумал, что стану иллюзионистом. Хотелось расследовать тайны и секреты, хотя, возможно, это желание в итоге как-то повлияло на мою нынешнюю деятельность. Мы схожи с Марком в том, что в детстве мечтали работать в силовых структурах.
Бывали ли ситуации, когда фокус не получился? Особенно, когда в качестве атрибута использовалась вещи зрителей, и вы случайно могли их испортить? Как вы выходили из ситуации?
Марк: Расскажу другую историю. Я начинал с работы на бюджетных детских праздниках. Я был типичным фокусником в длинном пиджаке, с чемоданом на штативе, в котором лежало много всякой всячины, из которой я показывал детям фокусы. И там был один противный ребенок, который меня не слушал, постоянно пытался залезть в чемодан, хотя все другие дети внимательно смотрели на мои фокусы. При это родители выпивали где-то вдалеке, им было совершенно не до этого. Когда он в очередной раз хотел помешать фокусу и залезть в чемодан, я легонько подтолкнул крышку, и она захлопнулась, ударив мальчика по руке. Он побежал в слезах жаловаться папе, но папа ему ответил, что не надо засовывать руки куда попало. В душе я очень порадовался тогда. Но на самом деле, я очень люблю детей.
Артак: Бывали разные ситуации, разбивались зрительские телефоны, один раз был случай, когда кольцо зрителя куда-то закатилось и потерялось. Но самым ярким воспоминанием было выступление на корпоративе, вернее мальчишнике, где было очень много девушек. Каждая из них хотела особо выделиться. Я вызвал на сцену одну из них, чтобы показать традиционный фокус с сигаретой, которая тушится об руку зрителя. Я поджег сигарету, и в этот момент девушка выхватила ее у меня и…. стала тушить об свой язык! Это был ее звездный час, фокус, конечно, пришлось остановить.
Насчёт фильма «Иллюзия обмана», реально ли сделать шоу такого масштаба?
Конечно, возможно. Этим летом мы как раз планируем шоу, которое будет этому доказательством. Мы сделаем так же, как в фильме «Иллюзия обмана», но намного круче.
Есть ли какой-то кодекс фокусников/иллюзионистов?
Марк: Есть! Никогда не вызывай на сцену нетрезвого зрителя, потому что твое шоу сразу идет под откос. Пьяные люди начинают «отмачивать» такое, что всем уже не до фокусников. Артисты иллюзорного жанра должны манипулировать вниманием людей, а как можно манипулировать вниманием, когда у зрителей уже буквально косые глаза?
Артак: Общего кодекса у иллюзионистов нет, но у каждого фокусника есть свои правила поведения, сформировавшиеся с опытом. Как уже сказал Марк, мы на расстоянии 40 м можем определить сильно не трезвого человека.
Как происходит передача знаний? Есть ли какая-то школа или это действительно тайное общество, или достаточно посмотреть ролик на youtube?
Сейчас все можно купить: и видео, и специальные семинары с секретами мастерства. Есть магазины фокусов, целые отделы по продакшену, которые могут подготовить фокусникам трюк по запросу. Любое знание сейчас можно купить. На Youtube ничего нет кроме школьников, которые пытаются раскрыть секрет того или иного фокуса, делают предположения, как устроен тот или иной трюк. Реальные секреты, механики и методы, как делается тот или иной трюк, хранятся в секрете, стоят больших денег и купить их может только фокусник. Абы кому такие секреты не продаются. Так что можно сказать, что некое тайное общество иллюзионистов существует.
Иллюзионист также и опасная профессия. Были ли у вас случаи, когда жизнь висела на волоске?
Марк: Да, конечно. Мы придумали очень опасный трюк: ловля пули, выпущенной из оружия, налету. Мы очень долго спорили и выясняли, кто будет стреляющим, а кто ловить пулю. Стоять по другую сторону от оружия опасно. Первые разы тренировок у нас буквально холодный пот бежал. Изначально мы тренировались на манекене, чтобы понять, как это работает. Было страшно и опасно. В дальнейшем, когда понимаешь особенности, выполняешь этот трюк на автомате.
Артак: Еще один опасный, но очень популярный трюк – глотание лезвия. Иллюзионист глотает лезвие, а потом достает его каким-либо эффектным способом. Раньше, когда иллюзионисты еще не знали тонкостей этого фокуса, около 80% артистов умирали. Причем не только от нарушения техники трюка, но и заражения, так как лезвия часто были ржавыми. Были зафиксированы летальные исходы и от знаменитого трюка «Капсула», который показывал Гарри Гуддини. Иллюзиониста заковывают в наручники и погружают в капсуле в воду. Некоторым просто не хватало воздуха, чтобы реализовать этот трюк. Правда, это было около 100 лет назад, сейчас технологии давно шагнули вперед, но опасность при выполнении тех или иных трюков все равно остается.
Помимо шоу, чем вы ещё занимаетесь?
Занимаемся тем же, чем и обычные люди. Мы очень любим спорт, часто посещаем фитнес-клубы, спортивные площадки. Так же ходим на концерты и другие культурные мероприятия. Если вы имеете в виду какую-то дополнительную работу, то нет. Мы полностью погружены в наши шоу.
Чем отличается иллюзионист от фокусника?
По сути – ничем. Каждый называет себя так, как ему нравится. Просто некоторые обижаются на звание «фокусник», у многих оно ассоциируется с обманщиками и шарлатанами, поэтому мы предпочитаем называть себя иллюзионистами. В США, кстати, тоже есть такое разделение: волшебник – magician и иллюзионист – illusionist.