«Битбокс делает жизнь разнообразнее»: Женя Кичигин рассказал, как он начал делать музыку при помощи голосовых связок

Битбокс — вид вокальной перкуссии, в первую очередь включающий в себя искусство имитирования драм-машины, используя только рот, губы, язык и голос. 

Однако, он также может включать в себя пение, вокальный скрэтч, имитацию работы с вертушками, звуков духовых инструментов, струн, диджей-скретчей и многих других.

Данное направление появилось в Нью-Йорке в 80-х годах прошлого века. С самого своего зарождения битбокс был неотрывно связан с хип-хоп культурой и пользовался огромной популярностью на андеграундовой сцене. Направление пережило ряд взлетов и падений, пока не достигло современного уровня общемирового признания.

В век современных технологий создания музыки битбоксинг получил вторую жизнь, благодаря поистине неограниченным возможностям обработки голоса и живого звука. Но его главное достоинство вовсе не в многообразии обработки, а в доступности для освоения. Постичь мастерство игры своим голосом может каждый

Известный среди молодежи 25 - летний битбоксер Женя Кичигин рассказал в интервью, что такое битбокс, и как он начал делать музыку при помощи голосовых связок.

- Что такое битбокс?

 - Это современное искусство воспроизведения различных звуков посредством своего рта и с помощью голосовых связок. Возможность имитировать саксофон, разные музыкальные звуки, человеческие голоса разной тональности, вертолет. Все, что связано со звуковоспроизведением и имитацией звуков, используя исключительно голосовой и вестибулярный аппарат.

- Как Вы начали заниматься битбоксом?

- Так получилось, что с раннего детства я был окружен музыкой, и она всегда поднимала мне настроение. Я ходил в музыкальную школу, играл на флейте. Возвращаясь, домой, я также находился в музыкальном окружении, так как мой отец профессиональный музыкант. Все детство проходило на танцевальных площадках в городском театре. Сейчас я даже вспоминаю такой момент, когда однажды у отца была перенагрузка с работой, и он попросил меня, как можно раньше вернуться из школы. В общем, утром следующего дня после школы мы пошли в местный Дворец бракосочетания. Отец объяснил мне, что не может находиться в это время на своем рабочем месте, у него вышла накладка с работой и ему пришлось уехать. Музыкальное сопровождение свадьбы легло на мои хрупкие плечи. Мне пришлось вовремя включать музыку на синтезаторе, когда выходили молодожены. На самом деле это кажется весело, но я чувствовал очень большую ответственность в тот момент. Как бы там ни было, все прошло довольно успешно, и никто особого внимания не обратил, кто там сидел за синтезатором. Дома мы всегда играли на фоно, слушали аранжировки для местных КВН-щиков или для танцевальных номеров городского Центра культуры. Я все это объясняю, чтобы вы поняли, в каких условиях я рос. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что все это оказало на меня большое влияние и привило большую любовь к музыке в целом. Как-то однажды мы с сестрой снимали видеоклип, в котором главными героями были человечки, слепленные из пластилина. И мы подумали, что было бы здорово озвучить музыку и их голоса собственными голосами и создать музыкальный фон. Мы хорошо справились с заданием, сделав небольшой мультик с собственной озвучкой. Это было в раннем детстве, мне тогда было около 9-10 лет. Уже позже мы смотрели MTV и увидели, как один человек в клипе пародирует разные музыкальные заставки. Я подумал, что такого не может быть, скорей всего это монтаж. Звуки были очень реалистичными, и как оказалось позже, это был Rahzel и все звуки, которые он делал, были воспроизведены его голосом. Я также неоднократно пересматривал полицейскую академию с Майклом Винслоу и тоже не мог поверить, что возможно на таком высоком уровне воспроизводить звуки. Таким образом, изо дня в день мой интерес к этому жанру усиливался. Это происходило постепенно, очень постепенно. Ничего не произошло сразу. Потом был ряд событий, которые также на меня очень повлияли в то время. Но о них я расскажу позже…

- Как изменилась Ваша жизнь после того, как Вы начали заниматься битбоксом? 

-  Однозначно могу сказать, что битбокс делает жизнь разнообразнее, этот вид искусства как бы приоткрывает занавес таких вещей, о которых многие не задумываются. Насколько интересен мир звуков, в окружении которых мы находимся! Возвращаясь к прошлому вопросу, не произошло каких-то кардинальных изменений в моей жизни, когда я уже осознанно понимал, что есть такое направление. Вот я им занимаюсь. Я дальше продолжал изучать палитру звуков, искал разные источники и там и там, звонил в другие города, общался с битбоксерами, ходил на соревнования. Кажется, что все это было недавно, но прошло уже с тех пор достаточно времени. Много тренировался на репетиционных точках, ездил на соревнования, обменивался опытом.

- Когда битбокс появился в России?

- Это произошло сравнительно недавно, ориентировочно могу сказать, что это середина девяностых – начало двухтысячных годов. Начали появляться люди, которые серьезно повлияли на развитие жанра. Сейчас это один из самых популярных жанров искусства. Появляются все новые и новые битбоксеры с серьезным уровнем. Жанр стремительно растет и набирает огромную популярность среди молодежи.

- Вы тренируетесь каждый день, или когда приходит вдохновение?

- Да, каждый день тренируюсь. Практика в данном деле определяет уровень мастерства владением данным искусством, поэтому постоянно оттачиваю навык, в день около 8- 9 часов тренировок. Также работаю над новой музыкальной программой совместно с джаз коллективом и вокалистами. В последнее время я больше стал уделять внимания работе со звукозаписывающим оборудованием. В своих лайв выступлениях задействую Korg Kaoss Pad Professional, Voice Live Tc Helicon, Yamaha Psr 300 Boss rc, 50 звукозаписывающую луп станцию MPC Renesanse,  драм машину.

- Часто ли в России проводятся соревнования среди битбоксеров?

- Хочется, чтобы проводились чаще, но то, что происходит сейчас, уже очень радует. Появляются новые битбокс школы, молодежь все больше проявляет интерес к этому виду искусства. Это конечно в определенной степени заслуга активно развивающихся в наше время интернет ресурсов, таких как ютуб, инстаграм, фейсбук. 

- Трудно ли было бороться за первое место на российском фестивале?

- Да, очень трудно, потому что большая конкуренция. Молодежь осваивает все новые изощренные техники битбоксинга, и с каждым днем уровень прогрессирует и растет. Порой придумать что-то новое намного сложнее, чем скопировать уже существующую ранее битбокс фишку. В этом жанре очень важен свой собственный неповторимый стиль. Многие забывают об этом и пытаются сделать копию на то, что уже придумано, то есть байтят других битбоксеров, не вспоминая о том, в чем истинное предназначение этого уникального искусства. Также очень много молодежи, которая просто ловит хайп. Они увидели по телевизору или в интернете, что вот есть такое современное направление, сейчас это модно, есть способ выразить себя. Они недолго задерживаются в этой игре и меняют свои взгляды и убеждения спустя год, например, или два.

- Как развивать битбокс в России?

- В первую очередь, вы должны быть неподдельно увлечены этим процессом. Нужно научиться ждать, быть дисциплинированным, в определенный момент принимать важные решения. Даже открыв бит-бокс школу у себя в районе, вы уже очень много сделаете для последующего развития этого жанра. Возможно, если вам не хватает знаний в той или иной области, вы можете взять уже пройденный опыт таких же ребят, как и вы. Сейчас активно развиваются молодежные направления и с каждым годом появляются разные творческие битбокс объединения. Сначала вы можете открыть маленькую секцию, а в дальнейшем привлекать все больше людей, проводя общественные мероприятия и соревнования. Не бойтесь делиться собственным опытом. Битбокс это уникальный жанр искусства, стремительно набирающий популярность во всем мире.

Ссылка на источник: «Битбокс делает жизнь разнообразнее»: Женя Кичигин рассказал, как он начал делать музыку при помощи голосовых связок