Российская актриса Елена Подскаминская за свю свою жизнь сыграла большое количество ролей, как в театре, так и в кино.
Но все-таки народную любовь и популярность ей принесла роль арт-директора ресторана "Clode Monet" Виктории Сергеевны и участие в проекте "Танцы со звездами."
У Елены есть дочка Полина, с которой она видится намного реже, чем хотелось бы. Но она старается работать, работать и еще раз работать, совмещая игру в театре, съемки в сериале "Кухня" и одноименном полнометражном фильме.
- Как проходили съемки полнометражного фильма в Париже?
- Когда вступаешь в какой- то новый проект, то все его части раскрываются постепенно: углубляешься в сценарий, ищешь образ своей героини, нащупываешь особую тональность фильма, знакомишься с партнерами. А тут было совершенно непривычное ощущение: все свои, все родное, привычное — и взаимоотношения, и коллизии, и люди. Поэтому работалось очень комфортно и легко. В то же время сама история, которую мы хотим рассказать зрителю, совершен-но новая. Лично у меня было еще одно новшество: многие сцены в Париже я должна была играть на французском языке. Конечно, в институте этот предмет наблюдался в расписании. Но, по сути, прошел абсолютно мимо меня. Сейчас в подготовке мне помогли и мои занятия музыкой, и некоторое знание английского языка. Пара встреч с педагогом и поддержка моего французского партнера Венсана Переса (роль Николя). Ведь сложность игры не на родном языке прежде всего состоит в передаче смысловых интонационных нюансов. Именно в этом Венсан мне помогал, но все равно взаимодействовать с французским партнером и точно оценивать ситуацию было непросто.
- Вам это удалось?
- Как у нас шутят: «Октябрь» (кинотеатр) покажет. Венсан меня очень поддерживал. Подсказывал, положительно оценивал произношение. Работать с ним было приятно и комфортно. Конечно, каждая женщина интуитивно безошибочно чувствует, как воздействовать, притягивать и даже обольщать мужчину, и в этом смысле для меня некоторые сложности с французским не являлись помехой. Язык любви мало нуждается в словах, хотя признаюсь: актерски я все нюансы очень продумывала и выстраивала.
- Вам удалось погулять по красивым местам романтичного Парижа?
- Нет, совершенно не удалось. Я работала, работала и еще раз работала. Съёмки совпали с первыми эфирами «Танцев со звездами». График у меня был жесточайший. В шесть утра я самая первая приезжала на грим, после съемок мчалась на тренировки — до 24.00, в два ночи ложилась, а в пять утра вновь вставала. Так что Париж я видела только из окна и удивлялась: почему я тут работаю? Здесь так хорошо — почему я не гуляю, не расслабляюсь, вальяжно сидя в кафе?.. Одно утешало: у меня бывали и другие поездки в Париж, я этот город знаю и люблю.
- Какие сюрпризы будут в третьем сезоне «Кухни»?
- Сюрприз — это развязка. Наверное, многие зрители о ней мечтают. Сюрприз — это экшн, гонки, стрельба, очень небанальные хитросплетения сюжета. Мне кажется, это самый интересный по поворотам и динамике сезон.
- Вы победили в проекте «Танцы со звездами», это было очень красиво. Вы говорили в одном интервью, что в детстве мечтали стать если не актрисой, то танцовщицей.
- Да, у меня эта любовь с детства. Мечтала быть балериной. Занималась балетом в 6-7 лет. Но там все очень жестоко. А родители всегда со мной обращались нежно и уважительно. Меня никто никогда не наказывал, на горох не ставил, не унижал. Поэтому мне было очень тяжело на хореографических занятиях, где на нас кричали, а бывало, и руку прикладывали. И я стала заниматься в Школе искусств, которую создали мои родители. Там, а затем в Щукинском училище я продолжала танцевать, осваивая разные стили: классический, народно-сценический, современный, джазовый.
- Сейчас планируете продолжать занятия танцами?
- Я очень хочу и безумно скучаю по этому ощущению — мне физически этого недостает, но я совершенно не успеваю. Третий сезон, полный метр, театр...А еще я мама — но про это вообще молчу. Во время «Танцев со звездами» я практически «ушла из дома» — работала сутками напролет. В мечтах хотела бы заниматься аргентинским танго, обожаю его.
- Как вам удается общаться с дочерью? Кто за ней присматривает в ваше отсутствие?
- Помогают няня и моя мама. Баля, как говорит моя дочь, — вообще святое для ребенка. Будучи потрясающим педагогом-музыкантом, моя мама для Полины является магнитом. Она ее развитие превращает в увлекательное интересное действо. В общем, когда моя дочь с мамой, счастливей меня нет на свете, потому что мое детство родители, как люди неординарные и талантливые, устраивали особенно. И занятия искусством не проходили по указке. Результат налицо: любовь к музыке, изобразительному искусству, театру, танцу осталась навсегда. Общение с дочкой для меня особая тема. Она открытая, обаятельная, ласковая. С рождения я ее безостановочно зацеловываю. Полина очень эмоциональная. Внешне она на меня не очень похожа, но ее порывистость, ее душевные «американские горки» — видимо, от меня. Она очень любит танцевать и делает это не примитивно, а творчески, всегда что-то придумывает, импровизирует. Она и рисует, и поет, осваивает развивающие игры, мысли у нее очень интересные. Наверное, каждая мама считает, что ее ребенок самый лучший, я — не исключение.
- По телевизору вас смотрит, узнает?
- Да. Когда прихожу домой и у меня шесть литров лака на голове, все сразу смываю — не люблю запахи, боевой раскрас. Стараюсь с ней быть максимально естественной, но тем не менее она меня узнает и загримированной. «Танцы со звездами» очень забавно смотрит. Говорит бабушке: «Давай изумрудную чачу» — это значит, по цвету платья. Причем после просмотра танца она повторяет движения очень выразительно и довольно точно. Все в ней остается, все она чувствует.
- Воспитание в семье повлияло на выбор профессии, актрисой с детства ощущали себя?
- Да, конечно, воспитание сыграло роль. Но актрисой с детства не ощущала себя. Все время занималась какими-то искусствами — родители меня так вели, и в какой-то момент все привело к актерству. Но это было непроизвольно.
- Кто в вашей жизни главный критик?
- Папа. Он не просто просматривает мои роли, я их вместе с ним осмысливаю и прорабатываю, мы с ним говорим, обсуждаем, читаем сценарии. Мы всегда вместе, и мне очень важен наш диалог. По своей консерваторской профессии он дирижер, но с течением жизни стал еще и моим «домашним режиссером». С института мы с ним в теме моей профессии.
- Есть вершина в карьере, к которой вы стремитесь?
- Мечтаю о достижении уровня творческой свободы. Для меня это неразрывно связано с мастерством. Соединение импровизационного самочувствия и профессионализма способны дать вдруг удивительное состояние: как будто волшебная стрела уносит тебя в мир, где все получается само собой, и потом ты сам себе не можешь объяснить, как это так хорошо случилось.
- Как Александр Ширвиндт (художественный руководитель Московского академического театра сатиры, в котором работает Елена.) относится к вашей популярности?
- О популярности нет речи. Мне важно его профессиональное мнение, уважение к моей работе. Сейчас ведем разговор о том, что пора приостановить киносъемки и вернуться к репетициям в театре. Для меня это важно, театр — это все-таки основа творческого и актерского развития.
- Какой у вас жизненный девиз?
- Для меня самым опасным в жизни и работе является репродуктивность, стандартизация, повтор. Главное — это постоянное создание ситуаций, позволяющих жить на усилии преодоления обычного и обыденного, не быть пассивным и бесстрастным, не плыть по течению. Мое кредо можно сформулировать словами любимого папиного философа Мераба Мамардашвили: «Жизнь — это усилие во времени». Конечно, это он говорил об усилии духовном.
- Что для вас является источником вдохновения?
- Не знаю. Могу сказать, что в работе я никогда не полагаюсь на вдохновение. Для меня важен сам процесс работы. Я много тружусь — это касается и роли, и танца, и воспитания ребенка. Мне не нравится, когда все на поверхности: пришел на площадку, дали текст, выучил — что-то сляпал. Мне всегда интересно подумать заранее, иметь свою позицию, что-то предложить режиссеру, чувствовать жизнь героини и какой-то ток. Мне приятно, когда моя работа задевает, когда у зрителя есть движение души — он со мной переживает, плачет, радуется или о чем-то своем думает. Моя профессия — это общение средствами художественной формы. Как актриса, я создаю некую художественную форму, которой общаюсь с миром человека, а он общается с моим миром. Это интересный духовный процесс, который невозможно создать, не затратившись, не прожив, не придя к чему-то. Поэтому я — любитель искать, может, мучиться, но глубоко опускаться, задавать вопросы своему образу. В принципе, я в любом деле такая неспокойная. Важно не останавливаться, не довольствоваться найденным, открывать но-вые горизонты.
- Вы такой позитивный и добрый человек, но есть что-то в людях, что вы не могли бы простить, и какие качества вам нравятся?
- Не люблю цинизм, хамство, бездушие. Люблю людей умных, с чувством юмора. Ценю в человеке способность быть ответственным и внутренне свободным. Не люблю, когда быт становится тяжелым и пропадает искра романтики, легкого дыхания. Важно, чтобы каждый день был как фейерверк, чтобы никогда не пропадало желание жить интересно, искать внутри себя какие-то особенные душевные струны и интонации. Хорошо, когда люди находят близких по духу и тональности людей, когда у них есть способность дарить радость друг другу, фонтанировать.
- Вы романтик? Живете по такому принципу?
- Да, стараюсь, но не все от меня зависит. Пытаюсь всех вокруг организовать и приподнять над обыденностью.
- Какой ваш идеальный день?
- Целоваться целый день с утра до вечера. С перерывом на обед, может быть. Прогуляться, может, и снова целоваться.
- А ваше любимое блюдо?
- У меня нет любимого блюда, я люблю простую еду. Я человек из советской страны. Бабушка готовила мне жареную картошку с соленой капусткой, котлет-кой, борщ... поэтому особых гастрономических изысков у меня нет. Но иногда могу «дать звезду» — в Москве есть кафе «Пушкин», там подают пельмени с лососем, я их обожаю. Бывает, прихожу туда и ими наслаждаюсь.
- Поделитесь секретами вашей красоты.
- Мама дала хорошие гены. Она у меня живая, подвижная, женственная. Мне кажется, когда человек умеет удивляться, он остается молодым. Мне нравится, когда в людях есть детскость, открытость миру, когда они не превращаются в таких «уставших знатоков». Поэтому секреты красоты — это подвижность, нервность, эмоциональность, живость. И хороший косметолог.
- Фитнесом занимаетесь?
- Мне некогда, даже танцами заняться нет времени. Фитнес — это вообще не мое. Вот йога — да, ею занималась. И танец. А в спортзал я не могу ходить. Как-то это неэмоционально. А вот после йоги у тебя легкость, движение каких-то энергетических потоков в организме, расслабление. После танцев вообще зашкаливает счастье.
- Чего ждете от 14 февраля и 8 Марта?
- Я с юмором отношусь к определенным праздникам, обычно я в это время работаю. В театре или на площадке. Уже точно знаю, в День Валентина — целый день съемки. 8 Марта буду в Прибалтике на гастролях.
- У вас есть любимый праздник?
- Да, это день рождения дочери - 1 декабря.