Михаил Ефремов: Мой алкоголизм сильно преувеличен!

 

 

В залихватском пьянстве и беспробудном хулиганстве тоже может быть талант! Стоит только ему появиться в любом людном месте – и сразу представление начинается.

«Легко ли быть сыном Ефремова? Не знаю, других родителей у меня не было. Но мне и не надо об этом рассуждать. А то я, как сороконожка, задумаюсь, с какой ноги идти - и собьюсь». На провокационные вопросы об отце Михаил Ефремов всегда реагирует со стоическим спокойствием: то ли ирония журналистов его совсем не задевает, то ли он считает это вечное сравнение самим собой разумеющимся. А ведь помимо колосса отца над хулиганом-Ефремовым с укоризной возвышается еще целая армада выдающихся родственников. Мать, актриса Алла Покровская, профессор школы-студии МХАТ, дед, Борис Покровский, главный режиссер Большого театра, прадед Иван Яковлев создатель чувашского алфавита, друг отца Ленина, его имя носит главная улица Чебоксар. «Мне всегда говорили, что я не могу их подвести, - вспоминал актер. - Но я мог… В детстве мне говорили, что позорю их. И где-то до 30 лет я позорил». Девиантным поведением Ефремов начал отличаться еще в детском саду. Занятые родители и не подозревали, что ребенок в столь юном возрасте может совершать антиобщественные поступки, но Михаил в области хулиганства был настоящим вундеркиндом. В школе его таланты раскрылись еще ярче: актер был удостоен редкой чести быть исключенным из пионерии. Как он сам выразился, за «эмоциональные поступки».  «Мой старый друган Гриша Константинопольский любит, например, рассказывать такую историю, - вспоминал Ефремов. - Когда он маленьким ребенком отдыхал с папой в Крыму, то его папа выпил немного и лег спать на пляже, где его обокрали гулявшие там дети. Гриша утверждает, что одним из тех детей был я. Я ничего такого не помню, хотя действительно мы тогда снимались в Ялте и шалили, как «генералы песчаных карьеров». Но оттого, что я не помню, это не значит, что подобной истории не было, верно?». Исключение из пионерии Ефремова не образумило, он по-прежнему плохо учился и хулиганил отчаянно. 31-я школа с английским уклоном на проспекте Вернадского вырастила не одно поколение «золотой молодежи»: сплошные отпрыски секретарей горкома и звезд кино. Дети как на подбор, конечно, были избалованные, но Ефремов превзошел всех. «В 9-м классе я столько двоек нахватал – ну, забил на учебу, - и родители отдали меня в школу рабочей молодежи, - рассказывал актер. - Там я был всего два раза. Через полтора года мне звонят и говорят: «Вы помните, что вы учитесь?» «Да, помню». - «Вы знаете, у вас экзамен по химии. Выучите четырнадцатый билет». Я выучил и все хорошо сдал».

Мечтал в детстве Ефремов стать таксистом или маршалом Гречко, но родители не оставили ему выбора. Уже в 11 лет он сыграл в своем первом спектакле – «Уходя, оглянись» МХАТа. Причем, роль играл не эпизодическую, а самую что ни на есть большую -  в восемь страниц текста и часовым пребыванием на сцене. А после того, как Ефремов сыграл с отцом в «Утиной охоте», его актерскую карьеру можно было считать состоявшейся. «Вскоре меня заметил кто-то из съемочной группы фильма «Когда я стану великаном», - рассказывал Михаил. - Им как раз нужен был мальчишка вроде меня. Так я и попал в кино. Правда, до этого у меня была эпизодическая роль в фильме «Дни хирурга Мишкина». Но это было незначительно. А на экран я не рвался, меня туда судьба вывела. Значит, это было предопределено». Все-таки хорошо быть сыном великого актера, даже пробы проходить надо символические. Аккурат перед смотринами у съемочной группы «Великана» Ефремов сломал ногу, поэтому худсовет собрался прямо у постели звездного мальчика. На главную роль его утвердили безоговорочно. Съемки «Великана» проходили в Ялте, где весь киношный «класс» находился вдалеке от родителей. Пользовались этим замечательным обстоятельством подростки в полной мере. Одному из актеров, Андрею Васильеву (ставшему впоследствии главным редактором газеты «Коммерсант», успешным продюсером и по совместительству хорошим другом Ефремова) на момент съемок уже было 20 лет, и он с удовольствием поил портвейном своих коллег-малолеток. Стоит ли говорить, что Михаил Олегович в деле употребления спиртных напитков был первым серди равных. «Не вижу в этом ничего особенного. Тогда портвейн был почти легальным подростковым напитком, - замечал Ефремов. - Отец меня единственный раз в жизни решил «подвергнуть остракизму» – это так и называлось, «остракизм»: когда я в 13 лет, школьником, несколько раз напился. Он со мной неделю не разговаривал. Потом понял, что ничего этим не изменит, надо опять разговаривать, – и с тех пор никаких принципиальных размолвок, ссор на всю жизнь и прочего, что нам так охотно приписывают, никогда не было». После успеха «Великана» Ефремов смог окончательно расслабиться и не думать ни об оценках, ни о тяжелом выборе жизненного пути. Поступать он собирался в Щукинское училище, но родители дали понять, что никакого самостоятельного выбора ему делать не разрешат. «Отец вызвал меня на откровенный разговор и спросил: «Ты веришь, что я смогу сделать так, что ты туда в жизни не поступишь?» Я, конечно, верил, - признавался Ефремов. - Тогда он мне предложил подать документы в Школу-студию МХАТ. И я его прекрасно понимаю: юношей я был хулиганистым, проблемным. Все лучше, когда под присмотром, а не бог знает где».

Повиноваться родительской воле Ефремов, конечно, повиновался, только вот исполнил все в своем стиле. На экзамен пришел весь перебинтованный, с разбитой физиономией (это он так удачно нырнул в Ялте), что, впрочем, на итоговый результат никак не повлияло: сына именитых родителей зачислили в школу-студию МХАТ без особых испытаний.  В институте особых успехов на общеобразовательной ниве Михаил Олегович не добился, зато в первый и в последний раз попробовал себя в бизнесе. Как он сам выражался, «утюжил в легкую» у гостиницы «Космос», а конкретнее менял рубли на валюту у одних иностранцев и продавал ее другим. От столь увлекательного занятия Ефремова отвлекла армия, куда он отправился после второго курса. Служил молодой человек с юмором, радовал начальство. Вот, например, байка: «Один раз меня вызвали в первый отдел и спросили, почему я рассказываю анекдоты про Брежнева. Так я им еще анекдот про него рассказал, новый. Они посмеялись – и отпустили». А после армии Михаил Олегович вернулся в институт, и начал учиться по-новому. С ним на курсе в школе-студии учились дети других известных артистов: Никита Высоцкий, Мария Евстигнеева, Вячеслав Невинный-младший. Вместе молодежь решила устроить свой театр, «Современник-2». Повеса-Ефремов стал руководителем. «Мы выдумывали велосипед, - вспоминал актер. - Три года жили студийной жизнью. Сами декорации ставили. Костюмы варганили. Поначалу все было по-настоящему. Поставили декорацию, сыграли спектакль, разобрали, и только потом пошли бухать. Но театр – столкновение самолюбий. Меня это сильно обломало. «Современник-2» просуществовал недолго - для меня проблема руководить людьми». Все годы учебы Ефремов честно не снимался, полностью отдавая себя театру, зато по окончании института решил вернуться к истокам – уйти в кино. Несмотря на классическое театральное образование и определенные ожидания семьи, Михаил Олегович еще пять лет после окончания института сопротивлялся и не желал устраиваться к отцу во МХАТ. Но в отечественном кинематографе конца 80-х начале 90-х развернуться было негде, а за редкие роли становилось неловко. «У меня масса ролей, которые можно было бы если не играть вовсе, то переиграть уж точно. И на первом месте стоит «Дубровский», - вспоминал Ефремов о своей работе 1987 года. - Недавно посмотрел этот многосерийный фильм - это, конечно, чудовищно! Видно, что я не знаю французского языка, абсолютно видно, что я вообще ни хрена не знаю!».

Конечно, надо отдать должное Ефремову: он всегда подчеркивал то, какой неоценимый профессиональный опыт дала ему работа у отца. Возвращение блудного сына в театр состоялось в 1991 году, актеру уже было 28 лет, но, видимо, только тогда он понял значение МХАТа для его семьи в частности и отечественного искусства в целом. О пяти годах, проведенных с отцом в одном театре, он отзывается исключительно восторженно, и до сих пор сожалеет о том, что ушел так некрасиво – подрался на глазах у всей труппы с директором МХАТа. «Я не мог терпеть, когда совдеповские жлобы воруют деньги беспардонно, а в нищете сидят такие люди, на которых молиться надо! – признавался Ефремов. - Я подрался с директором театра, который занимался разворовыванием средств. Мне очень стыдно за тот поступок. Но меня спровоцировали - и получил он по ж...е. Я извиняюсь перед тем человеком и перед всеми, при ком это произошло». В театр Ефремов больше не устроился: понял, что бюрократизма там больше, чем искусства, да и с вечно пустым желудком о творчестве не приходится думать. Впрочем, в кино в 90-е делать тоже особо было нечего. За 4 года после ухода из МХАТа он снялся только в сериалах «Королева Марго», «Досье детектива Дубровского» и «Каменская», а также в небольшой роли в фильме «Романовы. Венценосная семья». Актер по поводу недостатка работы, надо сказать, не особо печалился: в московских барах и ресторанах развлечений было достаточно. Опомниться его заставила лишь смерть отца. «Когда он умер, у меня тогда остановились часы, это были его часы, - признавался Михаил Олегович. - После его ухода был очень растерян, но мне помогла работа. Александр Наумович Митта сразу позвал меня сниматься в фильме «Граница. Таежный роман». Конечно, мне больше жалко, что его нет как отца, чем как вот Олега Ефремова. Потому что хочется иногда посидеть с ним, он умел сказать простые слова, но с такими интонациями, с лучиками в глазах». Это, конечно, чистое совпадение, но именно после смерти отца Ефремов стал бить все рекорды работоспособности. До 2000-го он снялся в 11 фильмах и сериалах, после - в 93! И это мы еще не посчитали работу ведущим в программе «Жди меня», участие в антрепризных спектаклях и появление в многочисленных телешоу. Ефремов стал одним из самых востребованных медийных персонажей последнего десятилетия, он многогранен и вездесущ: сегодня он снимается в сериале «Супертеща», завтра – у Михалкова в «12», а послезавтра развлечет молодежь в «Самом лучшем фильме». Последний хит от Ефремова адресован эстетствующей интеллигенции. Недавно закрывшейся проект «Гражданин поэт» весь прошлый год собирал аншлаги по всей стране и миллионы просмотров в Интернете, но главное, это была его первая и весьма удачная попытка оставить в искусстве серьезный след и может быть даже, как и отец, попасть в историю.

Ну что можно ожидать в делах сердечных от человека, познавшего чувственные отношения уже в 13 лет, с проститутками? Да к тому же, если этот человек – сын величайшего сердцееда отечественного кинематографа? Ефремов, похоже, даже сам от себя ожидал немногого, поэтому грешил отчаянно. Первую жену, Асию Воробьеву, Михаил Олегович отбил у своего друга Антона Табакова. Девушка не успела развестись с сыном одного великого актера, как уже забеременела от сына другого. Эта мелодраматичная история не принесла счастья никому из ее фигурантов. Воробьева и Ефремов расстались, успев в 1988 году произвести на свет сына Никиту. Сегодня первенец Михаила Олеговича успешно продолжает дело отца и деда: играет в театре «Современник», снимается в кино и слывет безжалостным покорителем женских сердец. Во второй раз Ефремов женился почти сразу. Коллега по театру Евгения Добровольская имела на руках пятилетнего сына от первого брака, но актера это совсем не смутило. С дамой сердца он сначала просто дружил, а в один прекрасный день нагрянул к ней домой со словами «я решил к тебе переехать». В 1991 году у супругов родился сын Николай, сегодня уже опытный молодой актер, но даже это радостное событие не помогло их браку выдержать испытания бедностью. В конце 90-х и Михаил, и Евгения зарабатывали копейки, что к тому же усугублялось ефремовской страстью к спиртному. В результате, после развода актер даже не смог обеспечить бывшей жене и сыну нормального существования: Добровольская с двумя детьми жила в машине, а из нищеты выбиралась без помощи Ефремова. В это время сам отвергнутый муж продолжал гулять и наслаждаться жизнью. В 1999 году судьба свела его с актрисой Ксенией Качалиной, которая тоже была не против столь веселого образа жизни. Развлекались супруги вместе, в перерыве, в 2000 году, родили дочь Анну-Марию,но так нужной им обоим опоры друг в друге не нашли. Сегодня Качалина нигде не работает и, как утверждают ее соседи, влачит достаточно жалкое существование, полностью порвав контакты с семьей бывшего мужа. Именно в то тяжелое время, после трех неудачных браков и безуспешной борьбы с зеленым змием, Ефремову, наконец-то повезло. Он познакомился с женщиной, которая нашла на него управу, звукорежиссером Софьей Кругликовой. «Михаил по пьяни частенько предлагает девушкам выйти замуж за него, - рассказывала жена Ефремова. - Когда он провернул это со мной, я, конечно, подумала: нет! Вы бы видели его, в каком состоянии он это делает! Категорически - не дай бог! А потом каким-то образом - да! Что-то случилось с ним, видимо, после ухода его жены. И на момент знакомства - познакомились мы у Гарика Сукачева, с которым я работаю, - он был особенно грустен, его было особенно жаль». К жизни с пьющим мужем Софья подготовилась основательно: сделала для него в доме специальную звуко- и запахоизолированную комнату, где его можно запереть от детских глаз подальше, выучила адреса московских баров, в которых он любит бывать, а также приучила к главному правилу: «если напиваешься до свинского состояния – домой не приходи». «Честно признаюсь, на одной из своих исповедей в церкви я рассмешила батюшку, рассказав, что бью своего мужа, - рассказывала Кругликова. - Батюшка веселился. Благо это был Иоанн Охлобыстин. Он прекрасно знает Мишу и понимает меня прекрасно. Михаил вызывает кучу эмоций, он необыкновенный, сумасшедший, и любая женщина в мире мечтает иметь ТАКОГО. С ним не соскучишься!». Софья утверждает, что вредная привычка мужа совершенно не мешает ей его любить, и в доказательство подарила Ефремову трех детей: дочерей с символическими именами Вера и Надежда, а также сына Бориса.

«Мой алкоголизм сильно преувеличен!» - обижается Ефремов, не понимая, почему именно на него навесили ярлык главного пропойцы страны. Хотя, конечно, затем сам признается, что были в его жизни эпизоды, позволяющие сделать именно такой вывод. В 90-е годы Михаил Олегович даже «кодировался», только вот пить в такие периоды начинал даже больше, чем обычно. Сейчас актер старается бороться со своей привычкой не силой воли, а рассудком. «У нас ведь как?  - объяснял Ефремов. - Чтобы груз со своих плеч снять, идешь с компанией куда-нибудь, берешь бутылку и сидишь общаешься, душу изливаешь. Так вот гораздо приятнее и эффективнее делать это по-трезвому, наедине со своим священником. Если у меня возникают какие-то проблемы и сомнения, я иду к нему и больше не ввожу себя в искушение». По собственному признанию, сейчас Ефремов пьет не ради опьянения, а ради похмелья – именно в эти моменты нервы по-настоящему обнажены, что позволяет актеру быть особенно выразительным в профессии. Правда, режиссеры такой любви к искусству не понимают. Говорят, что некоторые продюсеры тех фильмов, где участвовал Михаил Олегович, даже создавали на съемочной площадке особую должность – человека, который следит за тем, чтобы Ефремов не напился. Надо сказать, что большинство из них со своей работой справлялись не всегда.  

 

 

Ссылка на источник: Михаил Ефремов: Мой алкоголизм сильно преувеличен!