Зачем в России снимают ремейки голливудских хитов?

Просмотр отечественных фильмов все чаще оставляет зрителей в недоумении: создается впечатление, что гордые российские кинематографисты хотят померяться силами с Западом, но ставку делают не на качество и свежие идеи, а на перекраивание голливудских и не только хитов на свой манер. Фильмов, словно сделанных под копирку, становится больше и больше, и Папарацци составили своеобразный "рейтинг ремейков".

Кремень - Рембо. Первая кровь

Совсем недавно на Первом канале прошел сериал "Кремень", поведавший многомилионной аудитории историю героя-одиночки, вынужденного сражаться против "плохих полицейских". Надо ли говорить, что все взрослое население страны и хоть немного интересующаяся западным кино молодежь сразу узнала в "Кремне" фильм 30-летней давности "Рэмбо. Первая кровь". Совпадения прослеживаются не только в сюжете, но и в постановке многих сцен, в общем антураже и небольших деталях. Итак, в фильме 1982 года мы имеем Сильвестра Сталлоне в образе ветерана вьетнамской войны Джона Рэмбо, приехавшего в маленький городок штата Вашингтон проводить в последний путь боевого товарища. В отечественной картине у нас есть прошедший войну в горячих точках полковник ГРУ Шаманов в исполнении Владимира Епифанцева - и он тоже приезжат в захолустный город в Читинской области в поисках старого друга. В "Рэмбо" героя Сталлоне просит подобру-поздорову убраться местный шериф, в нашем "ремейке", к Шаману обращается майор полиции: "От таких, как ты, одни неприятности. Уезжай отсюда, майорчик. И это не просьба".

Надо ли говорить, что ни тот, ни другой на просьбу властей не реагируют, и дальше начинается классический боевик. Разве что в нашем "Кремне" сюжет решили разбавить любовной линией: герой Епифанцева видит, что полицейский начальник намерен изнасиловать девушку и спасает бедняжку (кстати, эту роль сыграла жена Епифанцева Анастасия Веденская). Получается, что в "Рэмбо" Сталлоне бьется потому, что после войны просто не умеет делать ничего другого, а наш герой, по сути, сражается за свежеобретенную любовь. Пожалуй, на этом кардинальные различия заканчиваются, и теперь еще немного о сходствах: у Рэмбо и Шамана практически идентичные ножи, оба сбегают из полицейского участка на мотоциклах - почти близнецах, прячутся в лесу, воюют с полицией на фоне водопада, обоих преследуют "вражеские" вертолеты и даже исповедь о гибели товарищей Шаман словно повторяет за Рэмбо  - многие сцены в "Кремне" списаны со знаменитого прототипа с бюджетом в 15 миллионов долларов буквально один-в-один. Впрочем, судить наших киношников строго, быть может, и не стоит. "Кремень" зрителю в целом понравился, а зачем тратить время на оригинальные идеи, когда "пипл хавает"?

День Д - Командо

В этом смысле Михаил Пореченков, задумавший снять фильм "Коммандо" на российский лад, был хотя бы честен и сразу сообщил: его "День Д" - прежде всего дань уважения блистательному голливудскому боевику. Впрочем, сделать лицензионный продукт у актера и новоявленного режиссера и продюсера не получилось: в Америке отказались признавать российскую поделку.

"Что мы должны продать вам? Воздух?  - так, по словам Пореченкова, отреагировали американцы. - У вас совсем другое кино. Мы не понимаем, где предмет купли-продажи?" Михаила такой ответ вполне устроил, и он приступил к работе. Сценарий к российскому варианту фильма 1985 года написали братья Пресняковы, на главную роль изначально претендовал сам Пореченков, а на роль дочки главного героя, не долго думая, взяли старшую дочь актера Варвару. Так в 2008 году в прокат вышел "День Д", причем расшифровать загадочную букву "Д" не берется даже создатель картины.

"День Д" похож и не похож на "Коммандо". Это наше кино", - уверял Михаил, но с ним тут можно поспорить. Судите сами: у нас главный герой - прошедший Афган и Чечню майор ВДВ в отставке Иван, у них - отставной полковник Джон Мэтрикс, воевавший на Ближнем Востоке, в Центральной Америке и СССР. У обоих героев есть могущественные враги и маленькие дочери, которых даже зовут почти одинаково - Дженни и Женя. Действия в обеих картинах разворачиваются по одной и той же схеме: похищение ребенка, требование убить президента (в оригинальной версии - южноамериканского диктатора, в нашей - почему-то президента Эстонии)  и война сильного одиночки, движимого родительской любовью и чувством справедливости, против целой армии вооруженных злодеев.

Схожими, как водится, оказались не только многие сцены, но и ракурсы и манера съемки. Правда, отечественная публика старания Пореченкова и команды не оценила. Уж слишком в России любят оригинальный "Коммандо" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Бюджет: у них - 10 миллионов долларов , у нас - 5 миллионов.

Побег - Беглец

Еще раньше попытку снять боевик "под копирку" предпринял Егор Кончаловский. В 2005 году вышел его"Побег", который был точно списан с американской картины "Беглец", давно ставшей классикой жанра. По времени фильмы разделяет всего 12 лет, и у российских зрителей еще довольно свежие впечатления от просмотра оригинальной ленты - тем сложнее Кончаловскому было отбиться от обвинений в плагиате.

"Нет, это совсем по-другому рассказанная история, мы делаем упор не на детективность, а на самого человека, - говорил исполнитель главной роли Евгений Миронов. - В "Беглеце" Харрисон Форд показан безвинным ангелом, Женя же Миронов сыграет героя, которой порой может быть крайне неприятен".

"Сценарий оригинальный, на "Беглеца" не похож", - уверяли и создатели нашего "Побега", но поверить им сложно.

У американцев главный герой в исполнении Харрисона Форда - хирург, лишившийся жены и по ошибке обвиненный в ее убийстве. У нас Евгений Миронов играет кардиохирурга, у которого неизвестные злодеи убивают жену, выставив его же главным подозреваемым. Далее у американцев хирурга отправляют на смертную казнь, а наш нейрохирург готовится к длительному заключению. У обоих героев получается вовремя сбежать и, спасаясь от преследований полиции, разоблачить истинных преступников. У обоих героев есть сильные и мудрые противники: в американском варианте это лейтенант Сэмюэль Джерард в исполнении Томми Ли Джонса, в российском за преступником гоняется Алексей Серебряков в образе полковника Пахомова. Бюджет оригинала в 40 миллионов долларов против нашего скромного бюджета в 1,8 миллионов долларов кажется астрономическим, но и результат соответствующий: наш фильм иначе как "ремейком "Беглеца" не называют, а понравилась картина в основном поклонникам таланта Евгения Миронова.

12 - 12 разгневанных мужчин

Как и полагается российскому кинематографисту, Никита Михалков не признает свой фильм "12", вышедший в 2007 году, ремейком знаменитой картины конца 50-х с тем же сюжетом.

"Это не ремейк замечательного фильма Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин", - заверил публику Михалков. - Хотя у нас тоже 12 присяжных, но они являют собой основные срезы нашего общества и решают судьбу чеченского мальчика. Его обвиняют в том, что он убил своего приемного отца — офицера Российской армии.  Не хочу лишить авторства этого великого режиссера, а также замечательного писателя Реджинальда Роуза, но если бы они посмотрели мой фильм, они бы согласились, что это не ремейк".

Фильмы-то, быть может, получились и разные, но в оригинальной ленте в убийстве отца обвиняют пуэрториканского юношу из неблагополучных трущоб - чем не аналогия парню из Чечни, которая многим россиянам представляется отдельной страной с собственными порядками? Далее присяжные в обоих картинах с подачи одного сомневающегося героя начинают все с большим вниманием рассматривать обстоятельства дела и приходят к выводу, что парень, которого они почти единогласно хотели осудить, невиновен.

В отличие от других россиян, посягнувших на голливудские фильмы, Михалков хотя бы снял действительно хороший фильм: если "12 разгневанных мужчин" взял "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале 1957 года и номинировался на "Оскар", то и "12" от Михалкова в грязь лицом не ударил: картина получила специальный приз на Венецианском кинофестивале, "Золотого орла" и "Нику" в России и попала в шорт-лист "Оскара" в номинации "Лучший иностранный фильм".

Беременный - Слегка беременный,  Джуниор

Создатели комедий тоже не брезгуют уже готовыми сюжетами для своих опусов. Так, в прошлом году в прокат вышла лента "Беременный" с Дмитрием Дюжевым и Анной Седоковой в главных ролях. Как и следует из названия, главный герой неожиданно для себя оказывается в интересном положении, и в его жизни начинается полный бардак.

Фильм вполне справедливо можно назвать ремейком фильма "Слегка беременный" с Марчелло Мастроянни и Катрин Денев 1973 года - сюжет о внезапно забеременевшем мужчине за почти 40 лет, видимо, не утратил своей актуальности. Различия, конечно, наличествуют: наш герой - женатый телеведущий Сергей Добролюбов, мечтающий о детях, герой Мастроянни  - владелец автошколы, живущей в гражданском браке с прекрасной спутницей и ее маленьким сыном.

Оба в один прекрасный день понимают: они в интересном положении, и в их жизнях начинается звездный этап. В нашем фильме герой Дюжева становится телезвездой с большими гонорарами, а герой франко-итальянской ленты также становится знаменитостью, подписав выгодные контракты с производителями одежды для беременных. Для обоих "сказка" прерывается, когда историю о беременности приходится назвать фальсификацией, впрочем, оба мужчины успешно разрешаются от бремени "назло врагам". Кстати, наш "Беременный" по степени слащавости и нелепости брутального артиста в роли "мамочки" походит еще и на знаменитый голливудский "Джуниор" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

Все могут короли - Римские каникулы

Годятся для копирования и так любимые представительницами прекрасного пола романтические истории. В 2008 году в российский прокат вышел фильм "Все могут короли" о приключениях французской принцессы и ее нового знакомого, "акулы пера" Гоши Куценко в Санкт-Петербурге. Все это мы уже где-то видели: вряд ли зрители так легко забудут классический фильм 1953 года "Римские каникулы", рассказывающий эту же историю. Конечно, чтобы потягаться с Одри Хепберн и Грегори Пеком нашим артистам Гоше Куценко и Елене Поляковой пришлось проявить недюжинную храбрость, а "для важности" в съемках принял участие даже Жерар Депардье - он сыграл отца взбалмошной принцессы.

Сюжеты двух фильмов до боли схожи: уставшая от официоза аристократка сбегает под покровом ночи, но засыпает на лавочке, а находят ее в обоих случах матерые журналисты, которые сначала общаются с принцессой в целях наживы и в надежде на очередную сенсацию, но в итоге влюбляются и отказываются продавать родным изданиям явно компрометирующие материалы.

И снова создатели российского ремейка заверили публику, что их фильм вовсе нельзя назвать "переделкой" знаменитого оригинала.

"Был также и момент творческого азарта, - говорил о работе над картиной режиссер Александр Черняев. - Вспомним "Римские каникулы", снятые в пятидесятых, - аналогичная любовная мелодрама. Потрясающий успех. Говорят, что римейк всегда хуже оригинала. Но я не делал римейк, я саму суть увидел совершенно по-другому. И самое главное различие - это начинка. Ключевое слово в "Все могут короли" - современность. Это фильм о современных героях и отношениях, и, главное, он заставляет поверить, что, какие бы ни были препятствия и обстоятельства, счастье возможно".

Мой парень ангел - Небо над Берлином, Город Ангелов

В новогодние праздники в российский прокат вышел фильм Веры Сторожевой "Мой парень - ангел" с Анной Старшенбаум и Артуром Смольяниновым в главных ролях, который, в отличие от всех предшественников ремейком в строгом смысле слова на ремейк не тянет.

Но общий сюжет о сошедшем на землю с небес ангеле сразу напоминает о 25-летней давности фильме "Небо над Берлином" Вима Вендерса и американском ремейке этой картины "Город ангелов", вышедшем 14 лет назад.

Наш фильм получился, пожалуй, более ориентированным на молодежную аудиторию, веселым, добрым и вполне новогодним. И пусть настоящей истории любви у юной студентки и ангела Серафима не получается, в финале обделенным никто не останется.

Тариф Новогодний - Дом у озера

Еще один новогодний фильм, вышедший к праздникам в 2008 году, по сути, стал калькой с американской картиной 2006 года "Дом у озера", которая, в свою очередь, создавалась как ремейк корейского фильма "Il Mare". В первоначальном варианте главные герои общаются посредством писем и вскоре выясняют, что их разделяют два года. Молодой архитетор Алекс в исполнении Киану Ривза оказывается в 2004 году, а его подруга по переписке (ее играет Сандра Буллок) переезжать в Чикаго работать в госпитале в 2006 году. Героев объединяет общий дом, в котором они жили в разное время и почтовый ящик, доставляющий письма сквозь время. Встреча полюбивших друг друга заочно персонажей в общем для обоих настоящем невозможна, так как герой погибает под колесами автобуса в самом начале их "знакомства" и существует только в прошлом.

Похожая история и в фильме "Тариф новогодний", разве что фильм был специально адаптирован под Новый год и рассчитан на молодежную аудиторию. Главный герой Андрей приезжает в Москву из Австрии, где работал весь год, и приобретает в салоне связи "Тариф новогодний". По телефону он случайно знакомится с девушкой Аленой, назначает ей свидание, но она не приходит. Вскоре герои по телефону выяснили, что их разделяет год: Андрей уже в 2009 году, а Алена - в 2008.

Встретиться в реальном времени парень и девушка так и не смогли: выяснилось, что в новогоднюю ночь Алена погибла в автокатастрофе. Спасать ситуацию из прошлого берется сама девушка и пришедшие ей на помощь друзья главного героя, которым приходится поверить в эту фантастическую историю. Несмотря на явные аналогии с "Домом у озера" создатели фильмы от лавров плагиатчиков упорно открещиваются.

 "Я считаю, что это надуманные параллели, которые просто хочется видеть журналистам. Ведь всегда проще, когда что-то с чем-то можно сравнить, подвести под общий знаменатель. Но надо смотреть шире, - объяснял свою точку зрения режиссер "Тарифа" Сергей Бедарев. - Мне кажется, это сравнение вызвано только тем, что парень и девушка живут в разном времени и пытаются изменить реальность. Но фильмов, где герои меняют прошлое, чтобы воздействовать на будущее,— вагон и маленькая тележка".

Свидание - Свидание вслепую

В фильме "Свидание", вышедшем в прокат в конце апреля, солист группы Uma2rmaН Владимир Кристовский и актриса Екатерина Климова изображают парочку, рискнувшую не будучи знакомыми вместе отправиться на важное мероприятие. Сюжет вкратце таков: скромная учительница, сосватанная персонажу Кристовского сестрой, после бокала шампанского превращается в раскрепощенную хулиганку, которая портит главному герою всю карьеру и выставляет его в неприглядном виде перед коллегами и инвесторами. Точно такую же историю зрители могли увидеть еще 25 лет назад, когда вышел фильм "Свидание вслепую" с Брюсом Уиллисом и Ким Бейсингер в главных ролях.

У девушки, которую в качестве спутницы на один вечер герою посоветовал брат, оказалась точно такая же непереносимость алкоголя со всеми вытекающими последствиями: всего за один вечер герой Уиллиса лишился работы и оказался в тюрьме. Даже настойчивый прежний ухажер главной героини появляется в обоих фильмах, чтобы еще больше попортить кровь герою.  "Да, я и Брюс! Что сказать, это судьба!" - шутит исполнитель главной роли Владимир Кристовский.

А вот поклонникам старого доброго голливудского кино совсем не до шуток, ведь, по их мнению, еще один шедевр в российской обработке оказался безнадежно загублен.

Ссылка на источник: Зачем в России снимают ремейки голливудских хитов?