Мало кто в этом мире отмечается так, что его имя становится нарицательным. Да еще и образовывает от себя красочные существительные, глаголы и прилагательные. Ну, а то, что слова эти не совсем приличные, а иногда даже и обидные – дело вкуса. Страна к тебе небезразлична – чем не повод гордиться собой. Старожил юмористического цеха – Евгений Петросян.
Детство
55 лет у юмористического штурвала! Евгений Петросян появился на свет 16 сентября 1945 года в Баку, а уже в 57-м начал выступать на сцене. Себя он считает прирожденным артистом, хотя семья у него была совсем далекая от искусства. Отец – математик, мать – инженер-химик. «После войны у всех было постоянное ощущение какой-то угрозы, народ редко радовался, люди устали, - вспоминал Петросян. – В семь лет я попал на юмористический концерт и увидел, как один дядя стоит на сцене, чего-то там рассказывает, а тысячи людей смеются. Я никогда не видел такого количества радостных, счастливых лиц. И мне захотелось стать таким дядей».
В конце 50-х Баку считался одним из самых ярких культурных центров СССР, поэтому на отсутствие пищи для удовлетворения артистического голода юный Петросян пожаловаться не мог. Он посещал все городские спектакли, концерты, вечера самодеятельности, а когда у его тети появился телевизор, смог каждый день смотреть на лучших артистов страны. «Впервые с юмористической миниатюрой я вышел на сцену школы, и моими первыми зрителями стали одноклассники, - вспоминал Евгений Ваганович. - Потом были гости, которые приходили к нам домой. Я не стеснялся и, когда меня просили прочитать что-то, старался выполнить просьбу. Уже тогда знал: я артист. А артист не стесняется, он должен радовать людей. И я старался это делать».
Первое «взрослое» выступление Петросян дал на сцене Бакинского клуба, где, по собственному признанию, имел оглушительный успех. С тех пор юмор стал занимать 100 процентов его времени. Школьник участвовал в агитбригадах, вел концерты, танцевал в оперетте, играл в народном театре, служил в филармонии учеником кукольника, а также на любых площадках, похожих на сцену, читал басни, рассказы и фельетоны. «У меня была фотографическая память, я приходил на концерт, слушал, абсолютно все запоминал, а потом рассказывал то же, но по-своему, читал, как чувствую, как могу, - рассказывал Евгений Ваганович. - К 15 годам у меня накопилось много материала, который я находил в библиотеке и использовал в своих выступлениях долгие годы. Это были фельетоны и нравственные, и социальные. В хрущевскую оттепель мы много чего себе позволяли, говорили со сцены то, что думали, были вполне свободны».
Несмотря на все старания отца приучить сына к математике, Петросян и слышать ничего не хотел о точных науках. С 12 лет он планомерно начал готовить себя к поступлению в московский театральный ВУЗ: ходил в библиотеку, учил русский, старался полностью избавиться от акцента. В старших классах он попал в эстрадную труппу Дома культуры моряков, которую возглавляла популярная бакинская артистка Маргарита Шамкорян. Именно благодаря ней Евгений Ваганович смог исполнить свою мечту – переехать в Москву. Отправляя мальчика в столицу на вступительные экзамены, Шамкорян написала для него рекомендательное письмо своей подруге, актрисе Татьяне Саниной, чем оказала Петросяну неоценимую услугу. Несмотря на долгие годы подготовки, поступить Евгений Ваганович так и не смог: ему отказали и в «Щепке», и «Щуке», и в школе-студии МХАТ. Оставалась юноше собраться с духом и просить заступничества у знаменитой актрисы. «У служебного входа Театра оперетты - теперь не помню, как я узнал о времени, когда должна выйти примадонна, - дождался Татьяну Леонидовну, - рассказывал Петросян в своих мемуарах. - Увидев, что она направляется к машине, я сделал усилие над собой. «Татьяна Леонидовна, здравствуйте, у меня к вам письмо! Помогите, пожалуйста, если можете». Санина быстро прочитала письмо от своей подруги и ответила: «Мой приятель Леонид Маслюков открыл эстрадную студию. Она находится на ВДНХ в Зеленом театре. Я позвоню ему, он вас посмотрит».
Петросян пришел на прослушивание и после полуторачасового чтения всех подряд монологов и миниатюр был зачислен в студию. Тогда Евгений Ваганович и не догадывался, что уже через несколько месяцев ему, 17-летнему, придется выступать на всесоюзном телевидении.
Карьера
Телевизионный дебют Петросяна состоялся – страшно представить – в 1962 году, когда, спустя всего несколько месяцев после поступления в студию, он был приглашен на эфир телеспектакля «В жизни раз бывает 18 лет!». Преподаватели доверили 17-летнему мальчику выступать с отдельным фельетоном, только предварительно выкрасили его волосы в рыжий цвет и заставили изменить фамилию на Петров. «В середине первого отделения я выбежал на сцену в школьном костюме: «Добрый вечер, здравствуйте! Так всегда выходит и говорит конферансье. Правда, я еще не настоящий конферансье, я только учусь. Вот сегодня у меня практика», - писал Петросян в своих мемуарах. - Публика громко засмеялась, это меня очень воодушевило - я, кажется, не проваливаюсь!»
Если судить по воспоминаниям Петросяна, в неполные 20 лет он уже достиг признания, которому бы позавидовали многие мастодонты отечественной эстрады. После успеха в дебютном спектакле в 1963 году он был зачислен в штат Московской эстрады на работу конферансье. В 64-м году, опять-таки судя по воспоминаниям, Петросяна всячески зазывал на роль Шурика сам Гайдай, но юноше роль не очень понравилась, и он посоветовал мэтру комедии взять Демьяненко. В 1965 году 20-летний парень уже вел «Огоньки», и стал известен на всю Москву. Тогда же ему пришлось отбиваться и от театральных режиссеров. «Юрий Завадский в 65-м году пригласил меня в свой театр, предоставляя мне дебют, - рассказывал Петросян. - Это был редчайший для советского искусства случай. Ведь дебют - это право выбирать свою роль самому. В этот ответственный момент меня поддержал Утёсов. Дело было в Ленинграде, Утёсов повел меня к себе в номер, и весь вечер мы беседовали, он отговаривал меня покидать эстраду. А Игорь Владимирович Ильинский опубликовал в «Советской Культуре» огромную статью о моём сольном первом концерте».
Личного звонка от Брежнева с советом в тот вечер Петросян не дождался, так что пришлось слушаться Утесова. Молодой юморист устроился к Леониду Осиповичу в оркестр и почти 5 лет работал у него конферансье. Уходил от Утесова Петросян со скандалом, нанеся великому артисту большую обиду, но работа в Москонцерте тогда показалась ему более перспективной. Судьба за эту смелость духа и амбиции Евгения Вагановича вознаградила - третьем местом на Всесоюзном конкурсе эстрады 1970 года. После подобного успеха Петросян мог рассчитывать на значительные улучшения в своих карьерных делах: его стали чаще звать на телевидение и даже приглашать вести правительственные концерты, что для советского конферансье было высшим признанием. Постепенно у него появились постоянные авторы, поэтому в 1975 году Евгений Ваганович решил попрощаться с конферансом и полностью сосредоточиться на стенд-ап комедии. Успехи в новой профессии у Петросяна были настолько велики, что даже когда в 1976 году Брежнев попросил назначить артиста ведущим концерта по случаю награждения Тулы званием города-героя, юморист долго упорствовал и не хотел делать исключения даже для главы государства. Сдался артист, по собственному признанию, только после долгих говоров. «Надо сказать, что зрителем Леонид Ильич оказался прекрасным — добрым, непринужденным, - вспоминал Петросян. - Он смеялся как ребенок, всплескивая руками, откидываясь назад, прикладывая ладони к груди, вытирая слезы, кивал головой. Я еще подумал: этим наивным человеком, наверное, легко управлять тем, кто находится в его непосредственном окружении. А может, он так доверчив и сентиментален просто от старости и умственной немощи?»
Обласканный любовью публики и орошаемый слезами генсеков, Петросян с успехом давал концерты по всей стране, жил в большой квартире в центре Москвы и был своей карьерой совершенно доволен. А когда страна, которая с такой благодарностью отплачивала ему за упорный труд, начала разваливаться, Евгений Ваганович очень быстро сориентировался и покатился по рельсам капитализма. В эпоху, когда телевидение обладало политическим и культурным авторитетом, юморист обзавелся своей собственной телепрограммой. 18 серий проекта «Антология смеха Петросяна», по выражению самого автора, «побили рейтинговые рекорды». Он понял, что наткнулся на золотую жилу, и начал работать над более масштабной программой. Это была блестящая идея - скупать архивные пленки выступлений различных юмористов, которые в период межвременья пылились, ненужные, на полках телецентра. «В начале 90-ых я начал скупать архивные записи, которые были на грани исчезновения, – рассказывал Петросян. - У меня лучший аудио и видео архив, лучше, чем в телевизионном фонде, по крайней мере, по юмористике. Коллекционирование мне очень пригодилось. Когда к 93-му году в архиве стало достаточно материала, я приступил к созданию «Смехопанорамы», и в январе 94-го мы вышли в эфир. Это был мой основной проект на центральном канале».
Девяностые годы пробудили в Петросяне недюжинный коммерческий талант. Оценив успех «Смехопанорамы», юморист начал наступление на телевидение по всем фронтам. На базе созданного еще в 1979 году Театра эстрадных миниатюр, он создал телетеатр, главный детищем которого стало одиозное «Кривое зеркало». Проект многие годы шел на центральных каналах страны, выезжал в гастрольные туры по России и очень бурно обсуждался журналистами и общественностью. Программа, дававшая каналу «Россия» отличные рейтинги, в эстетствующих кругах была признана символом пошлости и безвкусицы, а сам ее автор – человеком, который зарабатывает деньги на народном бескультурии. Петросян на подобные обвинения всегда реагировал очень болезненно и «Кривое зеркало» всячески защищал. «Существует, так называемая «рота» или «взвод» борьбы с нашим юмором и с нашими эстрадными юмористами, – объяснял Петросян. - Её составляют три рода позёров, ханжей и профессионалов-неудачников. Многие из них даже и не смотрят нас, не ходят на наши концерты, но осуждают. «Я Пастернака не читал, но я его осуждаю…» Извините, за сравнение с великим поэтом. Эти люди почему-то заинтересованы, чтобы такого юмора вообще не существовало! «Кривое зеркало» - это вершина, с моей точки зрения, художественной формы, юмористического жанра, с которым сейчас в нашей стране творятся плохие метаморфозы».
Несмотря на все филиппики и памфлеты злопыхателей, «Кривое зеркало» все еще выходит в эфир, а сам Петросян благополучно гастролирует с концертными программами. Останавливаться на достигнутом он не собирается: после Театра юмора он хочет создать Музей юмора, в котором среди других экспонатов Евгений Ваганович вряд ли потеряется.
Жены
Евгений Ваганович как личность масштабная и с женами не мелочился: брал их по жизни столько, сколько душа просила. Свадьбу Петросян играл четыре раза, причем перерывы делал маленькие: полюбил – вступил в законный брак, все честь по чести. В первый раз женился юморист рано, в 18 лет и сразу очень удачно. Его избранницей стала девушка из богатой семьи, сестра балерины Викторины Кригер, с которой Петросян познакомился на одном из концертов. Поговаривали, что женился юморист исключительно из-за московской прописки, но даже если это и так, то судьба отплатила Евгению Вагановичу слишком уж жестоко: вскоре после свадьбы Петросян остался вдовцом с грудным ребенком на руках. Дочь Викторину, конечно, взялись воспитывать бабушки и дедушки. Сейчас она живет в Америке и с отцом поддерживает не слишком теплые отношения.
Соблюдал траур после кончины жены Петросян недолго. В скором времени он сумел-таки добиться расположения женщины, которую полюбил сразу после приезда в Москву, – дочери знаменитого тенора Ивана Козловского Анны. Девушка была старше Петросяна на 6 лет, но, тем не менее, училась с ним на одном курсе в эстрадной студии. Благодаря своей красоте и папиному влиянию Анна Ивановна имела огромный успех у противоположного пола, но уступила именно нищему мальчишке. «Мне с ним было очень интересно, он умел изысканно ухаживать, - признавалась Козловская. - Ничего плохого о нем не могу сказать, порядочный человек. Потом я начала писать, увлеклась прозой, меня приняли в Союз писателей. Однажды познакомилась с греком Костасом Варналисом и влюбилась. Женя очень страдал, но я ничего не могла с собой поделать». Потерю второй жены Петросян переживал тяжело, и, как говорят друзья Евгения Вагановича, до самой смерти Анны Ивановны питал к ней теплые чувства.
Порядочный советский человек холостым оставаться долго не мог: пришлось юмористу после глубокой душевной раны бросаться в брачный омут в третий раз. Избранницей снова стала женщина из высшего света - ленинградский искусствовед Людмила. На этот раз брак продлился больше 10 лет: Людмила переехала к мужу в Москву, даже какое-то время выступала в его концертных номерах, но, как говорят, больно уж ревновала мужа к работе. В результате, сцена ее брак и разрушила. В 1979 году 34-летний Петросян познакомился с юной артисткой Еленой Степаненко, которая пришла устраиваться к нему в Театр эстрадных миниатюр. Девушка совсем не была похожа на женщин, к которым Евгения Вагановича всегда так тянуло: дочка парикмахера и рабочего, она вряд ли могла конкурировать с женой Петросяна в уме или образованности, но, видно, совсем не это нужно было юмористу. Вскоре после знакомства начинающая артистка и признанный мэтр поняли, что испытывают друг к другу нежные чувства, и Петросян принял решение уйти от жены.
Четвертый брак Евгения Вагановича оказался самым удачным: жена стала ему боевой подругой, заботливой хозяйкой и верной женой. В 2008 году, правда, в семейной жизни артистов случился разлад: пресса утверждала, что дело идет к разводу, но супруги все-таки сумели решить все свои проблемы полюбовно и сохранить брак.
Вклад в культуру
Наше утверждение о том, что имя Евгения Вагановича стало нарицательным, совсем не было голословно. Ниже приводятся неологизмы, образованные от фамилии знаменитого артиста. Редакция «Папарации» подчеркивает, что данные слова были придуманы не ими, а их публикация носит сугубо информативный характер
«петросянство» или «петросянщина» - несмешной юмор
«петросян» - человек, который не умеет шутить
«спетросянить» или «отпетросянить» — неудачно пошутить
Кто бы мог подумать?
Несмотря на вечную лучезарность и неиссякаемый запас оптимизма, Евгений Ваганович оказался человеком крайне ранимым. Как рассказывала в одном из интервью гендиректор канала «Дождь» Наталья Синдеева, много лет назад, когда она была одним из учредителей премии «Серебряная калоша», а Петросян был на нее номинирован, незадолго до церемонии к ней подошел Михаил Задорнов и попросил не присуждать премию артисту. По утверждению Задорнова, «Петросян — настолько ранимый человек, что из-за вручения этой «шуточной» премии у него может случиться инфаркт». Кстати, Евгений Ваганович не только ранимый, но и очень добрый человек. Например, он тепло отзывался о программе «Прожекторперисхилтон», отмечая, что «они делают все очень лихо, молодцы ребята». При этом Петросян не мог не знать о том, что именно резиденты Comedy Club, среди которых есть и ведущие «Прожекторперисхилтон» особенно жестоко насмехались над «Кривым Зеркалом» и его создателями. «Мы с Харламовым на квартире случайно начали смотреть «Кривое зеркало», и нам показалось, что это уровень какого-то школьного даже КВНа, - признавался Гарик Мартиросян. - Какие-то пятидесятилетние мужички, толстенькие, одетые в яркие одежды, бегают по сцене под фонограмму, а в зале сидят люди, которые почему-то очень смеются». Вот как ехидно сказал, а Евгений Ваганович великодушно простил и даже похвалил по заслугам.
Ссылка на источник: Евгений Петросян в мире юмора стал именем нарицательным