И пусть ценители говорят про ноги, глаза и другие части тела. Она доказала: самое сексуальное в женщине – это акцент, а точнее акцент прибалтийский. Как скажет она что-нибудь этим мягким голосом, прошипит шипящими, прольется буквой «л», да еще и глазами хитро сверкнет, так сразу на душе хорошо становится. Звезда Литвы, России и Британии – Ингеборга Дапкунайте.
Детство
Хорошим девочкам из хороших прибалтийских семей гораздо проще становиться королевами британских театральных подмостков, нежели доморощенным красавицам, воспитанных в реалиях «совка». Семья Дапкунайте на типичную советскую совсем не походила, там и по-русски-то никто особо не говорил, зато профессии у всех были богемные: папа – дипломат, бабушка – директор оперного театра, тетя – арфистка и дядя – флейтист. Дома – бесчисленные полки с книгами, 25 декабря – «подпольное» празднование католического рождества, а по выходным традиционные походы к бабушке на работу. Именно в Вильнюсском оперном театре и состоялся дебют Дапкунайте на сцене. Она сыграла мальчика в постановке «Чио-чио-сан», в которой блистала итальянская оперная дива Вирджиния Дьяни. «Как-то потом мы с Дьяни подружились, - рассказывала актриса. - Один раз она мне на сцене отдала свои розы и подарила «Ваньку-встаньку». Помню, что когда я вышла после спектакля из служебного входа с этим букетом роз, там стояли поклонники Дьяни, ждали её. Они увидели меня, и вдруг захлопали. Это были первые в моей жизни аплодисменты».
Несмотря на этот оглушительный успех, театром Ингеборга не заболела. В детстве она неожиданно для родственников стала увлекаться спортом: баскетболом, плаванием и даже фигурным катанием. Правда, о ледовых свершениях ей пришлось забыть, после того, как она со всей семьей переехала на остров Шри-Ланка (вот уже совсем несоветская экзотика). Зато, живя в бывшей британской колонии, девочка смогла отшлифовать с успехом изучаемый в спецшколе английский язык. Этот навык Ингеборге очень пригодился для карьеры в Британии. «После возвращения с Цейлона, в 8-м классе меня друзья привели в драмкружок, - вспоминала актриса. - Это, конечно, очень поспособствовало тому, что я поступила на актерский факультет, потому что драмкружок был самым лучшим в городе, им руководила актриса из театра Някрошюса. А Някрошюс ещё тогда работал в Каунасе, у них был крутейший молодежный театр».
Первая роль Дапкунайте была комедийной: она сыграла макаку-маму в спектакле «Приключения макакёнка». Постановки для детей в то время были очень модными, поэтому работа Ингеборги не осталась незамеченной даже на высшем уровне: Министерство культуры Литвы вручило ей приз за лучшую женскую роль в детском спектакле, целых 150 рублей. Но даже после этих достижений, Ингеборга как истинная дочь дипломата решила предпочесть карьере актрисы более солидную профессию и стала готовиться к поступлению на филологический факультет. «Мне было, у кого учиться: папа умнейший, языки знает, писал книги, переводил. Я выросла в домах, где были бесконечные полки книг. Все жаловались, что нечем дышать, потому что эти книги собирают пыль, - рассказывала Дапкунайте. - Когда я росла, они разрешали мне и пить, и курить — пожалуйста. Наверное, поэтому я не делаю ни того, ни другого. Ещё меня не заставляли никогда ничего делать. У меня очень дружная семья. Если мне и удалось как-то справиться с профессией, то только потому, что во всех моих начинаниях, во всём личном, неличном, публичном семья меня поддерживает».
Летом 1980 Ингеборга готовилась к поступлению на филологический, но неожиданно узнала, что экзамены в консерваторию, где был единственный в городе актерский факультет, проходят на месяц раньше. Она попробовала, поступила, и все-таки решила остаться.
Карьера
В профессии Ингеборга стартовала с места в карьер, и еще будучи студенткой узнала, что такое оглушительный успех. Перед выпускными экзаменами ее курс поставил спектакль «Уроки литературы», получился он не то чтобы крамольным, но изображающим школу в непривычном для Советского Союза ракурсе. «По сравнению с тем, что снимают сейчас, это был детский лепет, - вспоминала актриса. - 13 или 16 спектаклей мы отыграли, и к нам приходили все секретари ЦК подряд. Самый главный секретарь посмотрел и решил запретить. Но мы были очень смелые в те времена. Мы написали письмо в ЦК КПСС Литвы с вопросом, почему сняли наш спектакль, ведь мы показывали действительность, как она есть».
После этого курс Дапкунайте в полном составе вызвали на ковер к высшему начальству, пристыдили за неверность коммунистической идее и запретили играть дипломные работы. В результате консерваторию Ингеборга оканчивала чуть ли не на полулегальном положении, выпускникам без экзаменов выдали дипломы и отпустили от греха подальше. «А через полгода началась перестройка: Горбачёв, все дела, - рассказывала актриса. - Мы вернули спектакль на сцену, и это был такой успех! Лучшая реклама - это запрет спектакля. Вот там я играла комедийную роль, хулиганку. Характер назывался Пасть: я бегала, орала чего-то, очень смешно».
После окончания консерватории Ингеборга устроилась служить в Каунасский драматический театр, и почти сразу же получила свою первую роль в кино. Изначально она хотела сыграть главную героиню, такую «серую мышь». Девушка была уверена, что с ее заурядными внешними данными ей придется всю жизнь довольствоваться ролями дурнушек. Но режиссер фильма, посмотрев пробы Дапкунайте, решил утвердить ее на роль подруги героини. «Он мне сказал: роль главной героини тебе невыгодна, а вот подруга - яркая, красивая, весёлая, интересная. В главные роли ты ещё наиграешься», - вспоминала актриса. - Мне было всё равно, какую роль играть, главное - сняться в кино. Пришла на студию, мне накрутили волосы, накрасили ресницы, веки, губы. Я смотрела на себя в зеркало и думала: «Вот это да! Это не я!»
Режиссер Витаутас Жалакявичус оказался на сто процентов прав. Уже в следующем своем фильме Ингеборга получила главную роль, а еще через год закрепила успех званием «лучшая актриса Литвы». «И знаете почему? – игриво говорила Дапкунайте. - В Литве в год снималось пять фильмов. В двух из них я играла главные роли, в третьем играла маленькую роль, а в двух других женских ролей не было». Иронизировать актриса может сколь угодно долго, но слух об ее актерском таланте быстро разошелся за пределы Литвы. Вскоре она начала сниматься не только в литовских, но и в российских фильмах, а в 26 лет сыграла в фильме, который сделал ее знаменитой – драме Петра Тодоровского «Интердевочка». В тот момент Дапкунайте уже перешла в Молодежный театр Вильнюса, где репетировала главную роль в постановке своего кумира Някрошюса. Жизнь не давала ни единого повода для жалоб, когда вдруг Ингеборга получила подарок просто совершенно бессовестной щедрости – ее пригласили сыграть в совместном проекте театров Чикаго и Лондона, спектакле «Оговорка», с Джоном Малковичем в главной роли. «Пьеса интереснейшая, очень опередившая свое время. В ней ставился такой вопрос: диссидент - это борец с каким-то конкретным строем или же это состояние ума? - вспоминала актриса. - И вот я, девушка из Литвы, получила в этой постановке одну из главных ролей. Если бы Някрошюс тогда сказал мне: «Я тебе этого не прощу», я бы, наверное, осталась. Но он сказал: «Что ж, поезжай, начинай новую жизнь». Благословил. Так что в моем раю для него место уже есть».
И началась у Дапкунайте совсем другая жизнь. Репетировали актеры в Чикаго, там же выпустили премьеру, через три месяца переехали в Лондон, где выступали еще четыре месяца, а затем отправились на гастроли по миру. За это время Ингеборга подружилась с труппой: и с Джоном Малковичем, и с режиссером Саймоном Стоуксом (дружба с ним получилась особенно тесной) - узнала тонкости своего ремесла в западном формате, а главное, открыла для себя совершенно другой мир, о существовании которого и не подозревала. «Когда я только уехала, зашла в супермаркет, увидела штук тридцать сортов соли и сто сортов хлеба, - вспоминала актриса. - А у нас в те годы был кризис, все пусто. Я стояла и думала: «Мне просто нужны хлеб и соль. Нормальная соль, без йода, без удобрений. Мне нужен хлеб - просто хлеб». И я растерялась».
Главным днем своей жизни Ингеборга считает 4 декабря 1990 года, когда она за несколько часов получила работу, открывшую ей дверь к мировому успеху, познакомилась с будущим мужем и повстречалась с Олегом Меньшиковым. И если утверждение на роль в спектакле «Оговорка» продвинула карьеру Ингеборги на Запад, то встреча с популярным российским актером стала началом ее экспансии на Восток. В 1993 году Меньшиков, утвержденный на роль Мити в фильме «Утомленные солнцем», рассказал Михалкову о замечательной литовской актрисе, играющей в Лондоне. Никита Сергеевич предложением Олега Евгеньевича заинтересовался и пригласил ее на пробы. Так Дапкунайте получила свою самую любимую роль. «Встреча с Михалковым была счастьем, - признавалась актриса. - Я отношусь к этому режиссеру особенно. Есть те режиссеры, которым не нужны все 100 процентов твоего таланта, лишь часть возможностей. Михалков вытащит даже больше, чем эти имеющиеся у тебя 100 процентов. Он умеет создавать на съемочной площадке нужную ауру».
С придыханием Ингеборга говорила о Михалкове даже после того, как сыграла в «больших» голливудских фильмах. Когда «Утомленные солнцем» получили «Оскара», актриса просто не могла не остаться незамеченной на американской фабрике грез. В 1996 году она сыграла вместе с Томом Крузом в фильме «Миссия невыполнима», в 1997-м аккомпанировала Брэду Питту в приключенческой драме «Семь лет в Тибете». За самое успешное в своей жизни десятилетие, начавшееся сразу после триумфа у Михалкова, у Ингеборги было еще много других успешных американских, британских и российских проектов, однажды случилась «Ника» за лучшую актрису 1994 года, но главное, чем может гордится актриса – это ее успехи в театре. Британия приняла Дапкунайте безоговорочно, и свидетельством тому может стать скандальный спектакль «Монологи вагины», прошедший с аншлагами по обеим сторонам океана. Помимо Ингеборги в этой постановке играли Кейт Бланшетт, Кейт Уинслет, Вупи Голдберг, Мэрил Стрипп и еще много кто из стана очень знаменитых и очень талантливых. «Нервничала я перед первыми спектаклями страшно, - со смехом вспоминала Ингеборга. – Ходила за кулисами и орала: «Я была умным ребенком! Я училась на «пятерки»! Я могла бы быть адвокатом! Дипломатом! Что я тут делаю?! Читаю вагинальные монологи! Мама!!!» Причем в какой-то момент я заметила, что нечто подобное происходило и с моими партнершами».
После такого неоспоримого подтверждения собственного профессионализма Дапкунайте побывала в жюри трех крупнейших кинофестивалей Европы: Каннского, Берлинского и Венецианского – достижение, которым, очевидн,о может похвастаться не всякая актриса. Правда, на этом успехи Дапкунайте на Западе пока закончились. Достигнув определенного возраста духовной мудрости, Ингеборга вспомнила о своей морозной России и стала с завидной регулярностью появляться на отечественных экранах. При этом она не только снималась в российских фильмах, но и участвовала в телешоу, от которых эстетствующие поклонники британского театра воротят нос: в 2005 году была ведущей русской версии реалити-шоу «Большой Брат» на канале ТНТ, а в 2006-м стала участницей проекта «Звёзды на льду». К стыду своему или счастью, но всемирно известным английским снобизмом за годы жизни в Лондоне Ингеборга так и не заболела.
Мужья
Замужем Дапкунайте побывала дважды: первый раз узами брака она связала себя еще в институте. Ее избранником стал сокурсник Арунас Сакалаукас. По собственному признанию, в молодости Дапкунайте была девушкой хипповатой, любила удивлять родственников странным выбором партнеров, поэтому брак с молодыми актером, по мнению ее семьи, должен был пойти девушке на пользу.
О своем первом браке Ингеборга рассказывает еще меньше, чем о втором. И это понятно: супруга актриса оставила при не самых красивых обстоятельствах. В начале 90-х она переехала в Лондон, приобрела новый интересный круг общения, стала нравиться многим «западным» мужчинам и в какой-то момент поняла, что старый муж в этой идиллии получается лишним. Сакалаукас с тех пор стал довольно популярным литовским актером, работает на ведущим на телевидении, но, как утверждают местные таблоиды, долгое время безуспешно лечится от алкоголизма. После развода с Ингеборгой Арунас так и не женился, правда, несмотря на все эти печальные факты, актриса утверждает, что с бывшем мужем номер один сохранила теплые отношения. Утверждать то же самое о втором бывшем муже Ингеборга не стала. Супруги развелись полтора года назад, и к тому времени уже довольно долго жили отдельно.
История любви у Ингеборги и Стоукса была очень красивой. Молодая литовская актриса из страны проигравшего коммунизма приезжает на пробы к известному британскому режиссеру, а он не только утверждает ее на роль, но и предлагает ей свои крепки объятия. «Со спектаклем «Оговорка» мы ездили по миру почти восемь месяцев. И все время Саймон был рядом, - вспоминала актриса. - Когда начался наш роман, я даже точно не скажу. Не знаю. И свадьба наша не была типичной: мы не венчались в церкви, а лишь прошли через официальное оформление. А потом в фойе театра, где работал Саймон, собрали друзей и знакомых. Пару часов повеселились. А в шесть вечера все разъехались по своим делам».
К жене Стоукс относился с небывалым для успешных мужчин уважением и почтением. С пониманием отпускал ее на съемки в Россию, не возражал против ее участия в эротических сценах и даже был готов переехать ради нее в Литву. «Я не хотела уезжать на Запад навсегда. Некоторое время мы с мужем даже жили в Литве, - рассказывала актриса. - Саймон сказал: «Мне легче, чем тебе, подстроиться под чужой язык. Я режиссер, я и с переводчиком поставлю спектакль, как делал это не раз в разных странах. Тебе труднее, поэтому решай ты».
Но, конечно, в итоге Ингеборга приняла решение уехать в Лондон. Все, что актриса рассказывала о своей британской жизни, создавало впечатление, что ее брак чуть ли не идеален: полная творческая и личная свобода, материальное благополучие, карьерные свершения. Но на определенном этапе жизни это супругам, очевидно, показалось недостаточным. После развода личная жизнь Ингеборги стала предметом необычайного интереса со стороны журналистов. Актрису видели в объятиях молодых незнакомцев, приписывали ей романы с дюжиной коллег, в том числе с режиссером Эмиром Кустурицей, но Дапкунайте партизанит профессионально – достоверно о ее любовниках ничего не известно. Пока бездетная актриса, которая в свои 49 лет выглядит до неприличия молодо, находится в свободном плавании и может вести жизнь беззаботной и свободной женщины так долго, как она того пожелает.
Футбол
Какой английской болезни Дапкунайте не удалось избежать - так это любви к футболу. Виноват во всем, конечно, был муж. Сначала подсадил жену на гонки «Формулы 1», а затем уж совсем не милосердно открыл для нее все прелести самого популярно в Англии вида спорта. «У меня было только две возможности: заинтересоваться тем, что его интересует, или слушать этот шум по телевизору, - признавалась Ингеборга.- И я не только заинтересовалась, я даже сама без него, бывает, хожу на матчи». Любимые команды актрисы - «Арсенал», «Челси» и «Манчестер Юнайтед» (знатоки футбола сейчас недоумевают, как можно одновременно болеть за «Арсенал» и «Челси». Ну да ладно). О том, повлиял ли развод с мужем на любовь футболу, актриса предпочитает не распространятся.
Ссылка на источник: Ингеборга Дапкунайте: звезда с пикантным акцентом