СКОЛЬКО СТОИТ "ЕВРОВИДЕНИЕ"?

 

На этой неделе в Дюссельдорф уже начали съезжаться журналисты, артисты и их команды из всех стран Европы. Конкурс продлится с 10 по 16 мая, но желающие получше подготовиться к событию отправились в Германию уже сейчас. 

Однако большинство зрителей будет смотреть "Евровидение" по телевизору, оценивая лишь красивую картинку на экране. А за кадром остаются огромные деньги, закулисные интриги и политические игры, ведь заполучить победу на конкурсе мечтаем не только мы, но и более двух десятков стран-соперниц. Папарацци решили разобраться в том, сколько же на самом деле стоит «Евровидение», и обнаружили немало интересных деталей.

ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА "ПАПАРАЦЦИ"

Российскому телезрителю«Евровидение» так или иначе знакомо  с 1994 года, когда в Дублин отправилась певица Юдифь. Покорить Европу с наскока России не удалось, зато «Евровидение» покорило нашу страну с первого же раза: конкурс оказался своеобразным наркотиком, с каждым годом требующим все больших вложений. В надежде победить мы отправляли на конкурс и самых известных исполнителей того времени Аллу Пугачеву и Филиппа Киркорова, и молодых талантов вроде Алсу, и крепкие продюсерские проекты – и это только видимая зрителю сторона.

«Евровидение» - мероприятие весьма затратное, а Европейский вещательный союз не благотворительная организация, так что платить приходится буквально за все. Только за право отправить на конкурс своего участника каждая страна должна выложить приличную сумму денег. «Налог на «Евровидение» для всех разный, и ставка высчитывается по специальной формуле.

«Есть же большие страны и маленькие страны, поэтому экономически они не одинаковы. Сербия, естественно, платит меньше, чем, например, Франция или Германия, или чем Россия, - поделился Юрий Аксюта, за годы работы на Первом канале ставший настоящим экспертом по этому вопросу. - Это зависит от массы вещей, таких как количество зрителей... Ну там есть градации всевозможные. Это достаточно закрытая информация».

Уплата членских взносов – один из главных принципов «Евровидения», на самом начальном этапе закрывающий вход на конкурс для бедных стран. Им действительно лучше туда не соваться, ведь это только первая графа в огромном списке прочих расходов. Кстати, именно из-за этого важного правила Украина в этом году оказалась под угрозой дисквалификации. Национальная телерадиокомпания Украины задолжала Европейскому вещательному союзу 2,5 миллиона долларов членских взносов, и если к августу долг не будет погашен, страну могут просто отлучить от «Евровидения».

«Карманные» расходы

С уплаты взноса «головная боль» только начинается, ведь подготовка претендента к конкурсу может обойтись в очень весомую сумму. «Есть определенный лимит. Минимум - полмиллиона, максимум можно до 2 миллионов потратить, но на самом деле все решает песня и харизма артиста, его талант. Если хочешь так засветиться ярко - тогда надо вложить деньги, - объясняет знаток «Евровидения» Филипп Киркоров. - Тогда попадешь в пятерочку, в десятку может быть».

Как все помнят, «Евровидение» - прежде всего, конкурс песни. А это значит, что авторам композиции (если, конечно, артист не талант-многостаночник) нужно заплатить достойный гонорар, который можеет достигать и нескольких десятков тысяч долларов. У нас до сих пор часто срабатывает правило «новых русских»: чем дороже, тем лучше.

Например, в этом году Алексей Воробьев везет в Дюссельдорд песню Get You, написанную американцем RedOne, автором самой Леди Гаги и прочих звезд мирового шоу-бизнеса. Зная о щедрости русских, тот мог легко стрясти с продюсеров нашего артиста заоблачные деньги. Видимо, поэтому конкурс на лучший русский перевод Get You был объявлен среди пользователей интернета – так можно сэкономить и не платить гонорар профессиональному поэту-песеннику. С другой стороны, в каждой стране бывают свои Петры Наличи, готовые исполнять собственные песни и позволяющие сэкономить хотя бы на этой статье расходов.

Даже если песня - безусловный хит, доказать это окружающим можно, только потратив несколько тысяч евро на аренду хорошей студии звукозаписи. Качественный видеоклип по регламенту конкурса тоже абсолютно необходим, и здесь ценник может легко дойти и до сотен тысяч евро. Прибавьте к этому затраты на авиабилеты, гостиницы, питание, проживание артиста и его команды, костюмы, реквизит, работу пресс-агентов, стилистов, костюмеров, гримеров, музыкантов и танцоров – на это может уйти еще несколько сотен, а то и миллион евро.

 

Отдельной статьей расходов может стать и продюсер. К примеру, за помощь Филиппа Киркорова в подготовке к конкурсу белорусская звезда Анжелика Агурбаш в 2005 году выложила два миллиона долларов. Кстати, тот же Киркоров спустя два года уже сам потратил не менее 500 тысяч евро на всестороннюю помощь белорусу Дмитрию Колдуну. 

Украинка Светлана Лобода, не получив достаточной поддержки от государства и спонсоров, ради участия в «Евровидении-2009» в Москве вынуждена была заложить собственную квартиру и объявить сбор средств по всей стране. Правда, в итоге дорогостоящая «адская машина» в виде колеса и акробатические трюки не позволили Лободе войти даже в первую десятку победителей. С трудом расплатившись с долгами и выкупив свою квартиру, о «Евровидении» певица предпочла забыть: кому же хочется рисковать собственным имуществом даже ради шанса выйти на европейский уровень.

Но даже с пользой освоив все эти деньги, на успех рассчитывать еще рано, ведь без предварительных гастролей по Европе, пробиться в лидеры очень сложно. «Промотур является самым главным звеном перед «Евровидением», потому что это лицо страны, когда артист ездит по Европе и знакомит новых слушателей со своей песней, - рассказывает Филипп Киркоров. - А это очень дорогое удовольствие, но необходимое. Ну и, конечно же, рекламная продукция: выпуск сингла с песней, ремиксы на эту песню, чтобы эта песня звучала на модных европейских радиостанциях. А это все тоже стоит денег, и больших. Я уже не говорю о пиар-агентах в каждой стране, которые в течение двух месяцев занимаются раскруткой артиста».

В 2006 году эта технология отлично сработала с Димой Биланом: в Греции благодаря деятельной Яне Рудковской подушечки с физиономией Билана и его промо-диски были буквально у всех. И пусть тогда наш артист занял второе место, бесценный опыт позволил русской команде «добить» Европу в 2008 году.

 

Связи

Победа России на конкурсе в очередной раз доказала, какую роль играют могут сыграть грамотная стратегия и четкий план. И здесь на первое место выходят связи. Не секрет, что в 2006 году благодаря знакомствам Филиппа Киркорова российский номер с белым роялем для Димы Билана ставил талантливый грек Фокас Евангелинос, он же в 2009 году помог добиться второго места украинке Ани Лорак, и он же едва не рассорил Филиппа Киркорова и Яну Рудковскую, которые все никак не могли поделить талантливого постановщика. Победил, как все помнят, Дима Билан, и снова все спасли нужные связи. Евгений Плющенко, которого знает не только Европа, но и весь мир, тогда пребывал в романтической стадии влюбленности, и Яне Рудковской ничего не стоило убедить спортсмена откатать мини-программу на крохотной «таблетке» искусственного льда рядом с Биланом. Приглашенный венгерский скрипач Эдвин Мартон добавил еще одну яркую ноту – и победа была нашей.

Впрочем, приглашенные звезды далеко не всегда становятся залогом успеха. Печальный опыт был в 2009 году у Германии. Выложив большие деньги за участие в номере американской звезды Диты фон Тиз, немцы отправляли на конкурс группу Alex Swings Oscar Sings с надеждой на хорошие «дивиденды». Увы, даже роскошная Дита не спасла Германию от провального 20-го места. Та же история произошла у Франции, пославшей в Москву свою звезду Патрисию Каас. Сама певица говорила, что спеть ее «попросили». Можно только предположить, за какие золотые горы Каас решилась петь в годовщину смерти своей матери, которую артистка обычно освобождает от концертов. Увы, этот героический поступок по достоинству не оценили, и Франция осталась ни с чем.

Бюджет

С другой стороны, победа может означать и проигрыш. Еще одно важнейшее правило конкурса – страна-победительница обязана провести следующее «Евровидение» на своем поле, и финансовое бремя, по большей части, ложится именно на ее плечи. Кстати, именно денежный аспект заставил в свое время выйти из еврогонки Италию. Через несколько лет после победы Тото Кутуньо, когда страна, как и полагается, приняла конкурс в Риме, итальянцы решили вообще отказаться от «Евровидения». Как рассказал Папарацци сам итальянский певец, «Национальное телевидение Италии RAI решило больше не транслировать конкурс, потому что это очень дорогое удовольствие». Однако, как раз в этом году итальянцы вновь вернулись в строй, и их пряняли в число стран-основателей конкурса с распростертыми объятиями. Видимо, совокупная польза от «Евровидения» все же больше потенциальных затрат.

Если посмотреть на статистику, становится ясно, для кого проведение конкурса – это обычная дань регламенту, и какие страны готовы ради «Евровидения» на все. Для сравнения приведем бюджеты конкурса за последние несколько лет: в прошлом году Осло потратили на «Евровидение» около 17 миллионов евро, в 2008 Сербия вложила в организацию конкурса меньше 10 миллионов евро, в 2007-м финны отдали 14 миллионов, в 2006 Греция уложилась в 12 миллионов, а в 2005 Украина не пожалела 22 миллионов. Заметно, что в Европе к конкурсу относятся довольно спокойно, и только жаждавшие признания русские с украинцами готовы были вкладывать в шоу значительные деньги. Свежий пример: в этом году даже обычно скупые немцы решили раскошелиться на 25 миллионов – но им сейчас как раз важен престиж, они невероятно горды своей победой.

Абсолютным рекордсменом в плане затрат на проведение престижного мероприятия стала Россия, удивив прагматичных европейцев невероятным размахом. В общей сложности «Евровидение» обошлось нам в 35 миллионов евро, которые даже при самом лучшем раскладе не могли окупиться. Европейский вещательный союз выделил нам лишь чуть больше 10% от суммы, а  основные расходы пришлось нести Первому каналу. Россия о потраченных миллионах не сожалеет и гордится, что наше шоу стало самым эффектным за всю историю конкурса. Однако, теперь мы явно не стремимся всеми правдами и неправдами завоевать первое место, хорошо зная о реальной стоимости мероприятия.

Папарацци, несмотря ни на что, желают российскому певцу Алексею Воробьеву занять на конкурсе достойное место. Напомним, «Евровидение» в этом году проходит в немецком Дюссельдорфе, первые два полуфинала состоятся 10 и 12 мая, а финал шоу намен на 14 мая.

 

Ссылка на источник: СКОЛЬКО СТОИТ "ЕВРОВИДЕНИЕ"?