В среду вечером в очередном выпуске передачи «Альтернатина» на радио «Вести ФМ» Тина Канделаки и ее соведущие обсудили перспективы дистанционного образования в России. В поле их зрения попал как правовой статус этого способа получения знаний, так и его технические и психологические аспекты. В студии вместе с Тиной присутствовали главный продюсер «Вести ФМ» Анатолий Кузичев и главный редактор российской версии журнала Forbes Максим Кашулинский.
Почему никто не воспринимает дистанционное образование всерьез? Какое место уделяется ему в законодательстве? Какие предложения есть у российских вузов в этом сегменте? Качество дистанционного образования упирается в финансовые возможности отдельно взятого учебного заведения. Многие вузы не до конца справляются даже с организацией очной программы, у них не остается ресурсов и времени на формирование достойного учебного плана в рамках e-learning.
«Отдельному вузу, у которого, как правило, нет специалистов по дополнительному образованию, очень сложно предложить качественное образование по всем курсам. Существует также технологическая проблема: вуз не в состоянии собственными силами создать работающую программную оболочку для применения дополнительного образования. Это очень дорого и тоже требует высококвалифицированных специалистов», – отметила в ходе программы Тина Канделаки.
Невыясненным остается правовой статус дистанционного образования в России. «Кое-какие документы, регламентирующие применение дополнительного образования, существуют, но практика их применения на местах пока только складывается. О них либо не знают, либо не умеют их применять», – добавила ведущая.
Этот аспект она связала с индивидуальной спецификой дистанционного способа получения знаний – никто не может проконтролировать, пользуется ли студент дополнительными материалами, проходя экзамен в интернете, подсматривает ли он в шпаргалки или выполняет задание самостоятельно. В свою очередь Максим Кашулинский предположил, что именно поэтому дистанционное образование невысоко ценится в мире. «Самый известный университет дистанционного образования – Открытый университет в Лондоне, который был основан в 1969 году. В мировых рейтингах он находится где-то в районе 450 места. МГУ имени Ломоносова – на 93 месте», – рассказал главред русского Forbes.
На вопрос Тины Канделаки, на основе каких данных составляются подобные рейтинги, Кашулинский ответил, что большое значение имеет трудоустройство и зарплата выпускника. Питомцы Гарварда и Оксфорда прямо со студенческой скамьи отправляются работать в фирмы уровня Goldman Sachs, поэтому данные вузы всегда возглавляют любые рейтинги. «А в России из полутора миллионов выпускников половина получает знания и работает по специальности. А куда трудоустраивается другая половина – это большой вопрос», – согласилась с собеседником Канделаки.
Подводя итоги, Тина указала, что дистанционное образование пока недостаточно развито в России, поскольку ни учащиеся, ни педагоги ментально к нему не готовы. «Педагоги не готовы, потому что они получали образование и преподавали в условиях другой парадигмы. Школьники и студенты еще не относятся к такому способу серьезно, потому что он официально не спущен сверху, не предложен родителями или властями. Дистанционное образование сегодня воспринимается, скорее, как некий fun, интересный вид досуга, не более. У него плохой имидж», – заключила Канделаки.
Программа «Альтернатина» выходит еженедельно по средам в 20:10 на радиостанции «Вести ФМ».
Ссылка на источник: «Альтернатина» меняет отношение к дистанционному обучению